Дело на 42 миллиона
В Новгородской области в первой половине июля правоохранители сообщили сразу о пяти громких налоговых делах. Предпринимателей, работающих на территории региона, подозревают в уклонении от уплаты налогов на очень крупные суммы - от 9 до 42 миллионов рублей. Во всех случаях речь идет о фиктивных финансово-хозяйственных операциях с контрагентами, позволивших компаниям не уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Всего в регионе, по данным областной прокуратуры, в первой половине 2017 года было зарегистрировано 13 налоговых преступлений. Речь идет об уголовных статьях 198, 199, 199.1, 199.2 - уклонение от уплаты налогов и сборов с организации и с физического лица, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денег или имущества, за счет которых производится взыскание налогов. И эта статистика не учитывает июльские показатели. Для сравнения: за весь 2016 год правоохранители возбудили 14 уголовных дел.
Полномочия по выявлению незаконных налоговых схем имеют и налоговые органы, и органы внутренних дел. Последние получили их сравнительно недавно - с 1 января 2015 года. Кстати, привлечение к работе специалистов
управлений МВД заметно повлияло на раскрываемость этой категории правонарушений. В 2015 году в Новгородской области возбудили сразу 23 уголовных дела - в два раза больше, чем годом ранее.
Выросли показатели и в других регионах Северо-Запада, и в целом по стране. Если в 2014 году, согласно официальной статистике МВД, в России выявили 6,2 тысячи налоговых преступлений, то в 2015-м и 2016-м - 9 тысяч и 9,2 тысячи соответственно.
- О налоговых преступлениях, с одной стороны, становится известно благодаря деятельности налоговых органов, которые проводят различного рода проверки, - делится информацией прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Новгородской области Константин Иванов. - Если в ходе этой работы вскрываются какие-то подозрительные схемы, специалисты ФНС могут, к примеру, провести встречную проверку.
Что это за механизм? Допустим, некая организация ссылается на финансово-хозяйственные отношения с другой организацией, утверждает, что приобрела у нее какие-то работы или услуги. А встречная проверка показывает, что поставщик либо является фиктивной фирмой "Рога и копыта", либо работает в другой отрасли, либо не имеет в штате необходимых сотрудников.
- Оперативники МВД, с другой стороны, используют свои методы раскрытия преступлений, гласные и негласные, - продолжает Константин Иванов. - Необходимо подчеркнуть, что у сотрудников налоговых и правоохранительных органов не существует нацеленности на возбуждение какого-то количества уголовных дел в определенный промежуток времени. Эта работа проводилась и проводится на постоянной основе. Но, как показала практика, наиболее эффективным в части выявления и документирования налоговых правонарушений стало именно взаимодействие правоохранителей и налоговиков.
Зыбкая грань
Сейчас в нашей стране существуют сотни схем, позволяющих предпринимателям минимизировать налоговые отчисления. Есть среди них и легальные, и нелегальные, но практически недоказуемые и откровенно криминальные.
- Так, предприниматель может совершенно законно раздробить бизнес, создать несколько компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения. Одна из компаний, которая платит налог в 15 процентов, несет расходы. Другая компания с налогом в 6 процентов получает прибыль, - поясняет Олег Ефимов, управляющий партнер калининградской юридической фирмы, которая занимается правовым сопровождением бизнеса. - А может заключить договор с контрагентом и оплатить услуги, которые на самом деле не оказывались, думая, что оптимизирует налогообложение. На самом же деле это не оптимизация, а криминальный вывод средств и уход от налогов.
По словам юриста, среди его клиентов нет предпринимателей, которых когда-либо привлекали бы к уголовной или административной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Руководителей нескольких компаний вызывали в налоговую службу из-за ошибок, допущенных в расчете отчислений, но эти проблемы удавалось решить в ходе бесед.
- Как показывает практика, в Калининградской области нет такой проблемы, когда налоговые и правоохранительные органы "кошмарят" бизнес, пытаются необоснованно собрать какие-то штрафы, - продолжает Олег Ефимов. - Да и в целом по стране, если вспомнить, что на десятки миллионов предпринимателей приходится всего девять тысяч уголовных дел налоговой направленности в год, этой тенденции не наблюдается. Я думаю, что уголовные дела возбуждаются лишь тогда, когда налогоплательщик ведет себя крайне неадекватно - скрывает имущество, использует поддельные документы. Потому что, если речь идет об обычном просчете, который может допустить предприниматель, налоговые органы, как правило, сообщают ему об этой ошибке и дают возможность ее исправить.
Нередко предприниматели становятся фигурантами уголовных и административных дел из-за правовой неграмотности, развивает тему Владимир Беляков, доцент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, который специализируется на комплексном экономико-правовом анализе предпринимательства. В нашей стране, с одной стороны, мало специалистов-юристов, которые специализировались бы на налоговой отрасли и при этом хорошо ориентировались бы в смежных отраслях права и вопросах экономики. С другой - у предпринимателей, желающих оптимизировать налогообложение, нет устоявшейся привычки обращаться за консультациями к специалистам.
- Сейчас налоговыми консультантами нередко становятся люди с экономическим образованием, но им не хватает фундаментальных юридических знаний, - поясняет Владимир Беляков. - Для бизнес-сообщества было бы очень полезно, если бы в юридических институтах и на юридических факультетах начали готовить грамотных налоговых юристов. А государство как-то поучаствовало бы в создании системы налоговых юридических консультаций, где предприниматель за небольшие деньги сможет получить ответы на свои вопросы. Ведь грань между легальной оптимизацией налогообложения и криминальными схемами очень зыбка.
Кнуту требуется пряник
Как стимулировать предпринимателей не уклоняться от уплаты налогов? Уголовное и административное законодательство, как подчеркивают эксперты, в ужесточении не нуждается. А вот системе налогообложения требуется фундаментальная реформа, учитывающая и налоговое законодательство, и внутренние документы ФНС, считает Владимир Беляков.
- В действующий Налоговый кодекс за последние годы было внесено свыше тысячи изменений, - отмечает эксперт петербургской "вышки". - Но это больше похоже на латание дыр, а не на попытку разработать стабильные неизменные правила игры, которые, с одной стороны, требуются налогоплательщикам, а с другой - необходимо создать для предпринимателей продуманную систему льгот. Пока налоги для бизнеса - это игра в одни ворота, есть кнуты, но отсутствуют пряники. Поэтому важно сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно соблюдать закон. К примеру, предложить ему скидку за своевременную уплату сборов, предоставить другие стимулы.
В качестве конкретной стимулирующей меры профессор кафедры экономики и финансов Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Лабудин предлагает рассмотреть ввод дифференцированного налога на прибыль (ННП). Часть прибыли, которая направляется на развитие производства, следует вообще освободить от отчислений в бюджет, а дивиденды и выплаты учредителям организации облагать налогом по более высокой ставке - 30-40 процентов вместо нынешних 20.
- Такой подход зарекомендовал себя как эффективный во многих развитых странах мира, - говорит Александр Лабудин. - Он стимулирует предпринимателей развивать бизнес и оставляет им меньше поводов укрывать прибыль.
На уровне малого и микробизнеса, как считает эксперт, следует активнее внедрять патенты, при уплате которых практически невозможно использовать криминальные налоговые схемы. Сделать эту систему налогообложения более популярной можно с помощью регрессивной шкалы выплат. К примеру, если патент покупается на год, он должен стоить заметно дешевле, чем два патента на шесть месяцев, и так далее.
- Ввести регрессивный порядок оплаты патентов субъекты РФ могут уже сейчас на региональном уровне, - комментирует ситуацию Александр Лабудин. - Что касается налога на прибыль, пока Налоговый кодекс позволяет снижать региональную часть ННП только на несколько пунктов - с 17 до 12,5 процента. Необходимо прописать в главном налоговом документе возможность обнулять региональный налог на прибыль, направляемую на развитие производства. А субъекты Федерации, ориентируясь на местную специфику, будут сами решать, делать им это или нет. Кстати, Белгородская и Калужская области, которые активно используют льготную 13-процентную ставку регионального ННП, добились заметных результатов в части наполнения областных бюджетов. Опыт этих регионов ЦФО может пригодиться и субъектам Северо-Запада.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:
- В последние годы система налогового администрирования в нашей стране продвинулась далеко вперед. Это связано не только с вводом упрощенных режимов налогообложения, но и с технологическими новациями. С одной стороны, очереди в зданиях налоговой службы, характерные для 90-х годов, ушли в прошлое, с другой - возможностей для уклонения от уплаты налогов у предпринимателей стало намного меньше.
Однако говорить о том, что дополнительные усилия государства в виде реформ системы налогообложения могут привести к дополнительным поступлениям в бюджет, следует с осторожностью. Время высокорентабельного бизнеса, который работал в 90-е годы и в начале нулевых, прошло. Сейчас большая часть предпринимателей, чья рентабельность невысока, при внедрении каких-то новых инструментов сбора и контроля вряд ли смогут платить еще больше налогов, отказаться от используемых оптимизационных схем.
Что касается возможностей субъектов РФ, инструментов работы с налогоплательщиками у региональных властей немного. Особенно с учетом того, что в последние пять-десять лет налог на прибыль перестал быть основным источником доходов бюджетов большинства субъектов РФ, уступив место НДФЛ. Так, в казнах всех регионов СЗФО, за исключением Ленинградской области, НДФЛ в прошлом году превышал ННП.
Налог на прибыль при этом - самый "дискутируемый" бюджетный доход. При его уплате существует больше пространства для торга между государственными органами власти и налогоплательщиками. Можно, к примеру, отодвинуть сроки уплаты или придвинуть их, достигнув какого-то компромисса.
С НДФЛ все наоборот. Сложно представить, как региональные власти смогут стимулировать налогоплательщиков увеличить платежи по этому налогу.