26.07.2017 08:41
Экономика

Металлурги ЮФО попросили ввести экологический сбор на экспорт лома

Металлурги юга просят правительство ввести экологический сбор на экспорт черного лома
Текст:  Александр Гавриленко (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Экономика Юга России: №162 (7328)
Руководство металлургических заводов юга обратилось к федеральным властям с просьбой ввести так называемый экологический сбор на экспорт лома, то есть облагать определенной суммой каждую тонну железа, которая вывозится из страны. Лоббисты не скрывают, что необходимость введения сбора обусловлена не только проблемой охраны окружающей среды, но и экономикой. По их словам, без ограничения вывоза отечественные заводы (особенно в ЮФО, которые расположены недалеко от морских портов) останутся без сырья и могут обанкротиться. Как стало известно "РГ", пошлина сегодня обсуждается в федеральных органах власти, и идея может получить реальную поддержку.
Читать на сайте RG.RU

Если нет другого лома

Год назад представители нескольких металлургических заводов России выступили с просьбой полностью запретить вывоз черного лома из страны. По их словам, экспортеры при продаже сырья за рубеж используют серые схемы ухода от налогов и по фиктивной стоимости продают ценное сырье из России. Несмотря на то что закупочные цены российских заводов оказываются выше экспортных, сборщики лома все равно вывозят ценное сырье в Турцию и некоторые другие страны. Как говорили представители заводов, объясняется это использованием офшорных схем: якобы в официальных контрактах на поставку проходят одни суммы, а разница между реальной и "бумажной" стоимостью переводится на закрытые счета.

Виктор Тятинькин: России надо перейти на свою авиатехнику внутри страны

Как писала "РГ", еще в 2015 году лом черных металлов был признан товаром, существенно важным для внутреннего рынка. В отношении него "в исключительных случаях" могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт. Однако до сих пор подобные ограничения не вводились. Тем временем на некоторых заводах заявляли о сокращении производства и даже об угрозе полной остановки. Например, значительно сократил объем производства Ростовский электрометаллургический завод.

- Спрос на нашу продукцию есть. Сокращение производства напрямую связано с дефицитом сырья. Если предприятие остановится, без средств к существованию останутся более тысячи человек трудоспособного возраста. А ведь здесь бывшие шахтерские территории, найти другую работу крайне сложно, - отмечал ранее председатель трудового коллектива Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ) Виктор Рацавенков.

По его словам, остановка завода чревата и большими экономическими потерями: плавильные котлы работают в беспрерывном режиме, и запускать их потом заново стоит очень дорого. Но свои опасения выразили и экспортеры, по их словам, эмбарго на вывоз лома может ударить по репутации страны и разрушить рынок, который якобы только сейчас более-менее выстроен внутри России. И тогда было предложено компромиссное решение - ввести экологический сбор на экспорт.

Все на сборы!

По словам автора идеи, такое решение не противоречит нормам ВТО и обеспечит тройной позитивный эффект: поддержит отечественных переработчиков, даст дополнительные деньги регионам и поможет защите окружающей среды (во-первых, объем перевалки снизится, а во-вторых, деньги со сборов можно пустить на экологические мероприятия). Авторы идеи не скрывают экономической мотивировки. Но из-за постоянно растущих объемов перевалки выбросы тяжелых металлов в акваторию Дона действительно бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Согласно докладу о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области ("Экологический вестник Дона"), на участке реки от города Константиновска до хутора Дугино показатель содержания общего железа с 2014 по 2015 год вырос с 1,58 от предельно допустимой концентрации до 2,59. Вода на этом активном судоходном участке относится к 4 "А" классу и оценивается как "грязная" (еще в 2014 году она была "очень загрязненной", что считается не так страшно).

Эксперт: Развивать космические технологии не только важно, но и прибыльно

- Критическая ситуация в припортовых зонах. При перегрузке лома на корабли выделяется тяжелая пыль, которая содержит металлы, следы краски, машинного масла - примерно килограмм пыли на тонну перегружаемых отходов. Согласно официальным данным, лишь в одном порту Ростовской области ежегодно переваливают около 200 тысяч тонн. Только по этим данным можно говорить о двух сотнях тонн металлической пыли, которые попадают в Азово-Черноморский бассейн, - говорит сопредседатель ростовского отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.

В начале года он даже обратился в донское правительство с просьбой рассмотреть возможность введения регионального сбора. Но в ответе за подписью теперь уже экс-министра экологии региона Геннадия Урбана сказано, что такие сборы не в полномочиях региона. А потому, дескать, нужно обращаться в федеральные органы. При этом в письме говорится, что минприроды области при подготовке федеральных инициатив готово оказать всяческое содействие, которое только возможно в рамках компетенции ведомства.

Делу - время

Оказалось, проблемой уже озаботились и на федеральном уровне. Предложения об экологическом сборе поступали в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, сообщил представитель ведомства. Правда, на какой стадии находится проект, он пояснить не смог. Депутат Госдумы от Ростовской области Алексей Кобилев рассказал корреспонденту "РГ", что в Год экологии парламентарии работают над целым рядом поправок в Водный, Лесной, Земельный кодексы России и во многие федеральные законы. Вопрос об экологическом сборе пока предметно не обсуждался, но, по его словам, идея выглядит вполне разумной. Однако ее нужно обсуждать со всеми заинтересованными сторонами.

Уральские портные представили 3D-сканер для снятия мерок

- Мы готовы привлечь консультантов, юристов, экспертов, провести встречи на площадке Государственной Думы. Это позволит лучше понять этот вопрос со всех сторон, в том числе с правовой и экономической. А по результатам готов принять и непосредственное участие в разработке законопроекта, - сказал депутат.

Как ранее сообщал Михаил Попов, у авторов проекта уже есть методика подсчета экологического сбора, по ней платежи в бюджет Ростовской области могут достигнуть 300 - 600 рублей с тонны лома (в зависимости от нескольких факторов). Даже с учетом падения объемов перевалки из-за ввода пошлины это принесет 40 - 80 миллионов рублей дополнительных доходов, большая часть которых пойдет в бюджет региона и может быть использована для региональной программы воспроизводства водно-биологических ресурсов реки Дон.

По словам опрошенных экспертов, вопрос об изменении федерального законодательства может быть поднят уже в ближайшую осеннюю сессию Госдумы.

Кстати

Ровно год назад, 12 июля 2016 года, на Украине резко повысили вывозную пошлину на экспорт лома - с 10 до 30 евро на тонну сырья. И вот президент Порошенко пролонгировал ее еще на два года, чем вызвал недовольство местных ломозаготовителей. По мнению Украинской ассоциации экспортеров металлолома, блокирование не усилит оборонную промышленность Украины и не повлияет на восстановление инфраструктуры страны (именно этими соображениями якобы руководствовался Порошенко). В то же время уменьшится приток валюты в страну, поступления в бюджет и, соответственно, платежеспособность Украины для погашения кредитов, считают ломозаготовители.

Промышленность Ростовская область Юг России