Противоречивые слухи - как о съемочной группе, так и о формате, в котором состоится перенос на экран необъятной вселенной и изложенных в восьми романах историй, - вызывали у заинтересованной публики все больше и больше беспокойства. К моменту премьеры фильма оно уже переросло в скепсис, укрепившийся после сообщений об относительно скромном шестидесятимиллионном бюджете, смехотворном полуторачасовом хронометраже и ясельном рейтинге PG-13 (в России - зачем-то 16+). Однако статус кинговского opus magnum просто не позволял армии его фанатов заранее полностью отказаться от надежд. Что ж, сегодня - самое время этим надеждам умереть окончательно.
Ведь "Темная башня" датского режиссера Николая Арселя - это даже не самостоятельная "картина по мотивам", это - простая как три копейки шаблонная подростковая фантастика, самым наглым образом спекулирующая на чаяниях миллионов читателей.
Многое становится ясно уже по тому, что все внимание сюжета сосредоточено не на главном герое цикла - Стрелке и не на, собственно, башне, а на Джейке, парнишке из Нью-Йорка, томящемся в мирке слабовольной матери и мерзкого отчима. Интересно, что сценаристов хватило на создание лишь нескольких персонажей, обладающих какой-никакой индивидуальностью (чтобы их пересчитать, хватит пальцев правой руки Роланда Дискейна), и среди них - совершенно никому не нужный отчим, которого в книгах и в помине не было. Что не мешает ему тратить дефицитное экранное время, прежде чем заслуженно кануть в небытие, оставляя после себя лишь вопрос о собственной целесообразности.
В общем, снятся мальчику сны про другой мир, куда в конце концов он и отправляется. В пустынной "Нарнии" Джейк встречает Стрелка (Идрис Эльба), который ищет самого-главного-злодея - Человека в черном (Мэттью Макконахи; и - да, Человек в черном тут действительно самый-главный-злодей), чтобы отомстить за своего отца.
А что же с Темной башней, пресловутым пупом земли и центром мироздания? Знакомые с книжным Роландом будут смеяться, но она Стрелку, в общем-то, до лампочки: "Главная и единственная моя цель - убить Человека в черном". Впрочем, ликвидация последнего заодно позволит спасти и Темную башню, которую тот хочет разрушить.
Зачем? Чтобы во всех мирах наступил Апокалипсис, что, в свою очередь, неким образом позволит ему стать вселенским властелином. Гадким, само собой, и жестоким. Потому что он козёл и злодей. А для этого ему нужны талантливые дети из нашего мира. Не просто, конечно, талантливые, а обладающие особым даром - сиянием, прямо как в одноименном романе Кинга. Так вот, чтобы разрушить Темную башню, нужно усадить сияющего индиго в специальное магическое кресло, и тогда его голова вдарит по башне электрическим разрядом. Как-то так.
Вундеркиндов Человек в черном распознает и вылавливает с помощью высокотехнологичных компьютеров, магических шаров и волшебных порталов, обслуживаемых командой операторов со сменными лицами. Джейка он тоже распознал, но тот, как мы уже знаем, самостоятельно нелегалом перебрался на ту сторону и присоединился к операции Стрелка, сочетающей приятную месть с полезным спасением планеты.
Насколько вся эта наивная белиберда уровня комиксов для учащихся младших классов соотносится с порой неровными, но никогда не поверхностными экспериментами корифея современной американской литературы с самыми разными жанрами, любой уважающий себя читатель без труда определит самостоятельно. И обильно представленная в ленте символика Срединного мира, лишенная всякого содержания и потому сведенная к пустым "пасхалкам", с толку его сбить не сможет.
Но и в том случае, если словосочетание "Темная башня" нисколько не трогает ваше сердце, наивная белиберда остается наивной белибердой.
А халтура останется халтурой. "Темная башня" провальна во всем - даже там, где могла заработать хоть какие-то очки. Если жесткие временные рамки и примитивный сюжет не дают возможности раскрыться отличным актерам Эльбе (которому мы давно простили то, что он вовсе не голубоглазый блондин) и Макконахи, то вегетарианский рейтинг и недостаточное финансирование лишают зрителя даже компенсации в виде сносного экшна: большего, чем то, что вы видели в тизерах и трейлерах, не ждите.
"Есть и другие миры, кроме этого", - заметил Джейк Чеймберз в первой книге цикла, и события дальнейших это подтвердили. В бесконечном количестве вариантов реальностей мира "Темной башни", конечно, найдется место и такой - бестолково-прямолинейной. Только наблюдать за ней совершенно не интересно.
Восьмитомная кингова эпопея, как и почти все произведения мастера, исключительно кинематографична. Казалось бы: просто бери текст - и снимай по нему. Но для этого, конечно, необходима солидная база средств и соответствующие способности. Без них результатом может быть только разочарование.
1.5