03.08.2017 13:59
Кинократия

Фильм "Темная башня" разочарует фанатов Кинга и утомит остальных

Текст:  Дмитрий Сосновский

На большие экраны во всем мире выходит фильм "Темная башня" - мучительный долгострой, годами терзавший воображение многочисленных почитателей Стивена Кинга и его культового фэнтезийно-вестернового цикла.

Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Темная башня"

Противоречивые слухи - как о съемочной группе, так и о формате, в котором состоится перенос на экран необъятной вселенной и изложенных в восьми романах историй, - вызывали у заинтересованной публики все больше и больше беспокойства. К моменту премьеры фильма оно уже переросло в скепсис, укрепившийся после сообщений об относительно скромном шестидесятимиллионном бюджете, смехотворном полуторачасовом хронометраже и ясельном рейтинге PG-13 (в России - зачем-то 16+). Однако статус кинговского opus magnum просто не позволял армии его фанатов заранее полностью отказаться от надежд. Что ж, сегодня - самое время этим надеждам умереть окончательно.

Ведь "Темная башня" датского режиссера Николая Арселя - это даже не самостоятельная "картина по мотивам", это - простая как три копейки шаблонная подростковая фантастика, самым наглым образом спекулирующая на чаяниях миллионов читателей.

"Роковое искушение": Кидман, Данст и Фаннинг мучают Колина Фаррелла

Многое становится ясно уже по тому, что все внимание сюжета сосредоточено не на главном герое цикла - Стрелке и не на, собственно, башне, а на Джейке, парнишке из Нью-Йорка, томящемся в мирке слабовольной матери и мерзкого отчима. Интересно, что сценаристов хватило на создание лишь нескольких персонажей, обладающих какой-никакой индивидуальностью (чтобы их пересчитать, хватит пальцев правой руки Роланда Дискейна), и среди них - совершенно никому не нужный отчим, которого в книгах и в помине не было. Что не мешает ему тратить дефицитное экранное время, прежде чем заслуженно кануть в небытие, оставляя после себя лишь вопрос о собственной целесообразности.

В общем, снятся мальчику сны про другой мир, куда в конце концов он и отправляется. В пустынной "Нарнии" Джейк встречает Стрелка (Идрис Эльба), который ищет самого-главного-злодея - Человека в черном (Мэттью Макконахи; и - да, Человек в черном тут действительно самый-главный-злодей), чтобы отомстить за своего отца.

А что же с Темной башней, пресловутым пупом земли и центром мироздания? Знакомые с книжным Роландом будут смеяться, но она Стрелку, в общем-то, до лампочки: "Главная и единственная моя цель - убить Человека в черном". Впрочем, ликвидация последнего заодно позволит спасти и Темную башню, которую тот хочет разрушить.

Зачем? Чтобы во всех мирах наступил Апокалипсис, что, в свою очередь, неким образом позволит ему стать вселенским властелином. Гадким, само собой, и жестоким. Потому что он козёл и злодей. А для этого ему нужны талантливые дети из нашего мира. Не просто, конечно, талантливые, а обладающие особым даром - сиянием, прямо как в одноименном романе Кинга. Так вот, чтобы разрушить Темную башню, нужно усадить сияющего индиго в специальное магическое кресло, и тогда его голова вдарит по башне электрическим разрядом. Как-то так.

Вундеркиндов Человек в черном распознает и вылавливает с помощью высокотехнологичных компьютеров, магических шаров и волшебных порталов, обслуживаемых командой операторов со сменными лицами. Джейка он тоже распознал, но тот, как мы уже знаем, самостоятельно нелегалом перебрался на ту сторону и присоединился к операции Стрелка, сочетающей приятную месть с полезным спасением планеты.

Насколько вся эта наивная белиберда уровня комиксов для учащихся младших классов соотносится с порой неровными, но никогда не поверхностными экспериментами корифея современной американской литературы с самыми разными жанрами, любой уважающий себя читатель без труда определит самостоятельно. И обильно представленная в ленте символика Срединного мира, лишенная всякого содержания и потому сведенная к пустым "пасхалкам", с толку его сбить не сможет.

"2Pac: Легенда": байопик, который никуда не годится

Но и в том случае, если словосочетание "Темная башня" нисколько не трогает ваше сердце, наивная белиберда остается наивной белибердой.

А халтура останется халтурой. "Темная башня" провальна во всем - даже там, где могла заработать хоть какие-то очки. Если жесткие временные рамки и примитивный сюжет не дают возможности раскрыться отличным актерам Эльбе (которому мы давно простили то, что он вовсе не голубоглазый блондин) и Макконахи, то вегетарианский рейтинг и недостаточное финансирование лишают зрителя даже компенсации в виде сносного экшна: большего, чем то, что вы видели в тизерах и трейлерах, не ждите.

"Есть и другие миры, кроме этого", - заметил Джейк Чеймберз в первой книге цикла, и события дальнейших это подтвердили. В бесконечном количестве вариантов реальностей мира "Темной башни", конечно, найдется место и такой - бестолково-прямолинейной. Только наблюдать за ней совершенно не интересно.

Восьмитомная кингова эпопея, как и почти все произведения мастера, исключительно кинематографична. Казалось бы: просто бери текст - и снимай по нему. Но для этого, конечно, необходима солидная база средств и соответствующие способности. Без них результатом может быть только разочарование.

1.5

Рецензии