Вот такое письмо (названия фондов условные) получила моя коллега Марина. Хотя никаких новых договоров ни с кем не заключала, свои пенсионные накопления переводить не собиралась и распоряжений на то никому не давала. Но деньги "ушли". Более того, одновременно с первым письмом Марина получила еще одно послание: из того самого "удачного" фонда. В нем подтверждали получение денег и просили ее "в соответствии с законом" предоставить некоторые персональные данные, а потом прийти в один из офисов и заключить с фондом "Удачный" договор. То есть, по сути, узаконить перевод средств, сделанный без ее ведома.
Теперь Марине предстоит неприятная процедура: писать претензию фонду "Удачный", жаловаться регулятору (Банку России) и требовать возврата своих накоплений в фонд "Хороший". Причем весьма вероятно, что добиваться этого ей придется в суде.
Случай с Мариной не только не единичный, а просто массовый. В этом году количество жалоб на мошеннические переводы накоплений из одного НПФ в другой, по сообщению ЦБ, возросли в пять раз. Более 2,6 тысячи человек пожаловались на манипуляции с их деньгами. По всей стране агенты негосударственных фондов "охотятся" за новыми клиентами, используя самые разные предлоги. По закону, если речь идет о переводе накоплений из государственного Пенсионного фонда в один из НПФ, действительным считается последнее поступившее в ПФР заявление, вплоть до 31 декабря. Так что "охота" будет продолжаться до конца года.
Агенты устраивают "проверки", приходя к людям домой, на работу или даже останавливая их на улицах. Они представляются сотрудниками ПФР, соцработниками, переписчиками, миграционными инспекторами. И требуют показать им личные документы.
"Ситуация очень тревожная, такого всплеска мошеннических переводов мы не видели с 2011 года, - сообщил "РГ-Неделе" советник президента Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. - С 2014 года, когда поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, притока новых средств в НПФ нет. Поэтому некоторые из них стараются привести новых клиентов и привлечь их средства любой ценой. Используют чрезвычайно агрессивную маркетинговую политику, идут на прямой обман, подделывают подписи".
Чтобы составить договор о переводе накоплений, агентам нужно заполучить СНИЛС будущего пенсионера (номер на зеленой карточке обязательного пенсионного страхования). Мало кто эту карточку носит с собой. Поэтому раньше мошенники часто ходили по квартирам и представлялись сотрудниками собеса или государственного пенсионного фонда. Сейчас сети закидывают куда шире: приходят в офисы, магазины и под разными предлогами требуют от сотрудников предъявить СНИЛС.
И дело не только в "переманивании" клиентов у фондов-конкурентов. Иногда деньги "гоняют" из одного НПФ в другой, родственный, входящий в ту же финансовую группу. И в таком перекладывании из кармана в карман есть прямой резон. Дело в том, что с 2015 года закон о пенсионных накоплениях изменился, и теперь без потерь переводить деньги из фонда в фонд будущий пенсионер может не чаще чем один раз в пять лет. А если решит сделать это досрочно, лишается инвестиционного дохода. Получается, перевели деньги без ведома клиента (или уговорив его и не предупредив о потерях) - и фиксировать инвестиционный доход уже не нужно.
В следующей публикации мы расскажем, куда обращаться и что нужно предпринять, если вы уже стали жертвой такого незаконного перевода накоплений.
В Банке России "РГ-Неделе" рассказали, как не стать жертвой мошеннических схем.
Как действуют агенты, занимающиеся незаконным переводом граждан в негосударственные пенсионные фонды:
1 Незнакомые граждане обходят квартиры, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда РФ:
- распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ "обязателен" для всех граждан;
- убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого они являются, обещают высокий будущий доход от инвестирования средств накоплений именно в их НПФ;
- распространяют негативную, часто ложную информацию о фондах-конкурентах.
Что делать: Представители ПФР ведут прием граждан исключительно в своих отделениях, поэтому не стоит открывать дверь и общаться на улице с людьми, представляющимися сотрудниками Пенсионного фонда. Удостоверения, которые они показывают, фальшивые.
2 Иногда агентами НПФ выступают сотрудники страховых компаний и банков, входящих с фондом в одну группу компаний. Они предлагают клиентам льготные условия при оформлении страховых и банковских услуг (например, замене банковских карт, оформлении договора страхования и т.д.) и предлагают перевести накопления в их фонд. Иногда в рамках предоставления услуги в пакет подписываемых документов включается и договор обязательного пенсионного страхования с НПФ. Расчет такой: клиент незаметно для себя подпишет его в числе прочих документов.
Что делать: Если сотрудники организации, являющейся агентом НПФ, при оказании банковских и прочих услуг просят сообщить информацию, высланную на личный номер телефона, попросите объяснить, зачем это нужно. Такое сообщение может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
3 При устройстве на работу будущего работника вынуждают подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ, афиллированный с работодателем:
- отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приеме на работу;
- кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора.
Что делать: Выбор НПФ или отказ от участия в накопительной системе - это строго прерогатива самого человека, его право решать. Работодатель "давить" на работника не вправе.
4 Недобросовестным агентам НПФ достаточно знать фамилию/имя/отчество и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), чтобы перевести накопления без ведома их владельца.
Что делать: Необходимо крайне осторожно предоставлять свои личные сведения и очень внимательно читать документы, которые подписываете.
5 Также рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе "Пенсионные накопления" по адресу: www.gosuslugi.ru.
К сожалению, все способы незаконного перехода из НПФ в НПФ рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан, поэтому необходимо быть бдительными.
Сколько можно потерять
На счете Марины накопилось 295 тысяч рублей, это соответствует "средней" сумме по стране. Договор с фондом "Х" она подписала в 2015 году, и доходность его была около 10% годовых, за два года - 20%. Поскольку деньги из фонда "Х" в фонд "У" были переведены досрочно (5 лет не истекли), эти 20% инвестиционного дохода новый фонд Марине обнулит. То есть за пару "прерванных" лет она потеряет порядка 60 тысяч рублей.
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ:
- Банк России считает, что требования к деятельности агентов НПФ должны быть обозначены очень четко. Сейчас мы разрабатываем требования к базовому стандарту по защите прав потребителей саморегулируемых организаций НПФ. В частности, в стандарте должна быть подробно описана деятельность агентов фондов, их ответственность, а также условия их включения и исключения из реестра агентов НПФ. Саморегулируемые организации будут обязаны строго контролировать соблюдение этого стандарта.