"Хороший" парень - телохранитель Майкл (Райан Рейнольдс). Некогда - класса "премиум", нынче же - класса "дешево и сердито". Ездит на зловонном "Форде", мочится в бутылочку. Киллер Дариус (Сэмюэл Л. Джексон) - "плохой". Любит жену (Сальма Хайек), убивает людей, как-то связан с президентом Боснии и Герцеговины. Этот - совсем плохой, без кавычек. И ничего, что Гэри Олдман на жителя Балкан похож, как Идрис Эльба на Клинта Иствуда. Он лично расстреливал миллиардами своих граждан, в том числе членов профессорских семей, за что его теперь судят самым гуманным судом в мире - Гаагским. Который испытывает острый дефицит свидетелей - мрут как мухи.
Потому что запертый в человеколюбивых европейских застенках военный преступник из бедной республики не просто свободно пользуется телефоном, а обладает возможностями поистине безграничными: может не только дистанционно ликвидировать всех очевидцев его бесчинств, а также устроить локальный апокалипсис в любой точке Старого Света, но и организовать крупный теракт в здании самого суда. И никто с ним ничего не может поделать - ведь известно, что трибунал по бывшей Югославии кристально прозрачен и до наивности объективен. А доказательств - нет. Вообще никаких.
В общем, Дариус - последний из тех, кто своими показаниями может засадить тирана за решетку. Иначе тот преспокойненько вернется к себе на родину дальше тиранить. Добавляет безумного шарма этой бессмыслице то, что сатрап при этом является хоть бывшим, но вполне легитимным президентом Боснии - не Сербии даже, любимой западным сообществом вешалки для всех собак, и тем более не какой-нибудь самопровозглашенной территории - это уже слишком сложно. Босния, Сербия, Новая Сербия, Соковия или Кракозия - какая, в самом деле, разница? Главное - знать, что где-то там есть плохие парни и дружат они с русскими. Некоторые из этих плохих парней - президенты чего-то. И их за что-то справедливо судят "нормальные европейцы".
Наверное, таким ходом мыслей и должна бы объясняться личная гвардия демонического президента, состоящая из небритых бандитов под руководством Юрия Колокольникова, с которыми сам президент говорит по-русски (как и с противным адвокатом в исполнении Михаила Горевого). А может дело просто в том, что южные славяне и русские - примерно одно и то же? Это похоже на правду, но вот объяснение оказалось еще забавнее и неожиданее: дело в том, что в оригинале подсудимый - президент... Белоруссии. И всей этой псевдобалканской вакханалией мы обязаны отечественной локализации (по сообщению прокатчика, оригинальная идея принадлежит зарубежным правообладателям). В ней родная белорусская клюква была заменена чуть менее привычной югославской. Это, конечно, объясняет многое, но порождает новый вопрос - на какой войне свои жуткие преступления вершил лиходей? Не на Боснийской же! Ну да ладно.
Короче, как нетрудно догадаться, Дариуса из Англии в Нидерланды везет Майкл. То есть сначала не он, а конвоиры из Интерпола. Но в самых верхах мировой полиции всесильный боснийский-белорусский президент завел стукача, поэтому интерполовцев прихлопывают те самые загадочные русские (белорусские? боснийские?) бандиты. Выживает одна девица, по счастливой случайности приходящаяся Майклу бывшей подругой. По другой счастливой случайности Дариус приходится ему заклятым врагом. Но по закону жанра меж ними всеми вскоре воцарится любовь разного рода.
Весело ненавидящие друг друга колоритные мужи в дороге, как им положено, притираются-сближаются посредством действий и диалогов (получивших серьезные увечья при переводе и дублировании - особенно это касается Джексона). Они делятся на три типа. Первый - детерминистско-индетерминистский. Телохранитель весь такой правильный и жить не может без того, чтобы все планировать наперед. Киллерову сердцу же милее хаос и спонтанность. Из-за чего они постоянно спорят. Второй - любовный. Счастливо женатый на сидящей в тюрьме Амстердама психованной истеричке киллер поучает спутника премудростям ведения амурных дел. Третье, наконец, направление дискурса - добро и зло. Кто на самом деле светел и чист: тот, кто убивает злых дядей, или тот, кто этих дядей защищает?
"Философия" для дошколят (к тому же сомнительная), хохмы для детворы постарше (иногда даже смешные) и незамысловатая драмка (куда ж без нее) перемежаются жирным, насыщенным и щедрым на алые брызги экшном. Это делает центровой дуэт и все, чем он занимается, крупнокаратным бриллиантом в оправе из вторичности сюжета (что еще не грех) и чрезмерной даже для голливудского комедийного боевика дебильности.
3.5