Поэтому расспросить актрису и продюсера как о любимых фильмах с ее участием, так и о новых, было как полезно, так и приятно. Тем более что в новом сезоне нас ждут, помимо фильма "Про любовь-2", еще и сериалы "Доктор Рихтер" и "Красные браслеты", изумительная картина Рустама Хамдамова "Мешок без дна", отмеченная на Московском кинофестивале в этом году, фильм "Селфи" Николая Хомерики, и это еще не все.
Анна, в фильме "Про любовь 2" вы играете учительницу, которая перестает быть хорошей девочкой. Решила поэкспериментировать, причем вместе с мужем.
Анна Михалкова: Да нет, это не она решила, а муж - потому что отношения стали не так свежи. Она соглашается, полагая, что это будет спасением семьи.
Доставила удовольствие вам эта работа в новелле, которую поставили режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов? Впервые с ними сотрудничали?
Анна Михалкова: Да. Мне понравилось, хотя у них совершенно другой подход к работе, чем те, с которыми я встречалась раньше. Отличие в том, что они филигранно пытаются выстраивать все свое кино. И поэтому они тщательно работают с интонациями: идут не от образа к интонациям, а наоборот. Так взаимодействовать мне было интересно.
Сквозная линия фильма "Про любовь 2" - как парам сохранить отношения между собой. А как вы считаете, если из отношений уходит что-то главное, имеет смысл их спасать или лучше не мучить друг друга?
Анна Михалкова: У меня нет никакого совета по этому поводу, потому что в каждом конкретном случае все очень индивидуально. Кто-то, осознав, что все обречено, находит освобождение и начинает новую прекрасную жизнь, а для кого-то это совершенное разрушение, и они понимают, что не стоило того. Разные нюансы. Я не говорю о случаях тяжелых, медицинских - кто-то кого-то бьет, кто-то над кем-то издевается, алкоголизм, наркотики. Но в любом случае отношения пары всегда меняются. Это то, что никогда не находится в статике. Отношения - это качели.
Как правило, вы в кино создаете образ хорошего, правильного человека. Это может быть учительница, врач, верная жена. Хотя, вот в фильме "Связь", где вы сыграли с Пореченковым, ваша героиня изменщица...
Анна Михалкова: Нет, она тоже хорошая.
По сути - да. Но все же - положительная героиня - это ваше амплуа?
Анна Михалкова: Может быть, это некий образ, который я как-то транслирую своим внешним видом. Хотя я считаю, что, в принципе, по своей природе любой человек - хороший. Потому что в какой-то момент понимаешь, что откровенно плохих или злых людей просто не существует.
Анна, выходит уже второй фильм "Про любовь", и в то же время в этом году появилась картина Андрея Звягинцева "Нелюбовь", в которой отображена тенденция - любить-то мы не умеем. И этой темы касаются в своих фильмах и другие режиссеры.
Анна Михалкова: Не вижу в этом тенденции. Идея всегда витает в воздухе - это понятно. Просто есть темы, которые вдруг выходят на первый план и становятся интересными сразу нескольким режиссерам. Отсюда и ощущение того, что вот это именно сейчас - либо тема, что заставляет тебя высказаться, либо тема, которая именно в конкретном разрезе времени стала настолько выпуклой, что ее нельзя обойти вниманием. Есть фильмы-высказывания, а есть те, которые не претендуют на высокое искусство. Разные вещи. Все-таки у Звягинцева - это авторское кино, для зрителя, который готов рассматривать жизнь именно с такой - не самой приятной - точки зрения. Если говорить о фильм "Про любовь" - это объединяющая чувства всех зрителей картина. Конечно, она для большого проката.
Год назад я посмотрела семейный сериал "Чурросы", который срежиссировала ваша сестра Надя Михалкова, где ваши дети замечательно играют, и вы вместе с ними. Причем - все в ролях самих себя.
Анна Михалкова: Мы сделали одну пилотную серию.
Будете продолжать эту работу?
Анна Михалкова: У нас, к сожалению, все телеканалы существуют в очень понятной и ясной позиции, то есть они показывают тот контент, к которому привыкли зрители, и очень редко идут на какие-то эксперименты. Поэтому, мне кажется, мы просто не совпали с политикой наших ведущих каналов.
Но есть же у нас каналы нишевые, тематические, рассчитанные на определенную аудиторию. Или пора делать канал авторских сериалов?
Анна Михалкова: Видимо, да. Сейчас на ТВ3 возникла программа, основанная на прекрасной идее - зрители решают быть сериалу или не быть... Можно попробовать. С нашей стороны сериал "Чурросы" был экспериментом в чистом виде, потому что получилось так, что мы очень дружны с братьями Пресняковыми, нежно их любим. В тот конкретный момент у детей начался переходный период. Я подумала, что было бы правильно попробовать чем-то их занять, чтобы немножко рассредоточить эту подростковую энергию и направить ее в нужное русло. Братья Пресняковы в этом смысле нам просто помогли. И действительно это так всех захватило! И случился режиссерский дебют Нади, моей сестры. Мы не обращались ни к кому за помощью, делали это на свои средства. Очень большой был риск из-за того, что снимаются непрофессиональные артисты.
А вы думаете, что ваши мальчики тоже выберут эту профессию - кино?
Анна Михалкова: Может быть, потом как-то, после того, как получат образование.
У вас династия Михалковых-Кончаловских. И, честно говоря, когда раньше вы появлялись, я думала, мол, сейчас много детей известных людей пришли в кино - Ефремов, Янковский - дорога им везде открыта, и, наверное, легко. А потом уже стала выделять, кто действительно, независимо от происхождения, пробился и что-то делает, а кто все-таки не соответствует. Это сейчас с моей стороны комплимент, потому что мне очень нравится то, что вы делаете. Но вы сами на себе ощущали какой-то груз ответственности - династии же нужно соответствовать, не подвести.
Анна Михалкова: Конечно, ты болезненно реагируешь на то, когда сравнивают, говорят, что у тебя хуже, а вот твой отец... Но я уже не в том возрасте, чтобы вообще реагировать на подобные обвинения. Любое искусство - это вкусовщина, это очень субъективно. Бывает, что актер просто неприятен. Он тебе ничего плохого не сделал, но просто это не твой человек, и ты ничего не можешь с этим поделать. Он может быть 150 раз прекрасным артистом, но ты его видишь и выключишь телевизор или уйдешь из кинотеатра или вообще не пойдешь смотреть фильм, где он играет. А по поводу таланта... Я, конечно, долго сомневалась - мое это или не мое. В результате после фильма "Свои" я не то чтобы успокоилась, но поняла, что я не случайно там. Потом мне было легче, потому что я не занималась актерством в чистом виде, не считаю себя по большому счету актрисой и не говорю, что это мое призвание. Меня всегда интересовало много других вещей. Я училась и истории искусств, потом было второе высшее - поступила в МГИМО на международное право. Не окончила, но дело не в этом. Просто я не считала, что это - единственная дорога в жизни. Тем более что с возрастом ролей становится меньше и прочее, и я, наверное, по этому поводу буду переживать, но не так, что для меня это станет означать, что жизнь кончилась.
Некоторые наоборот, с возрастом получают больше ролей.
Анна Михалкова: Но все равно Голди Хоум шутила по поводу того, что в Голливуде есть всего три возраста - ребенок, старлетка и комическая старуха.
Вы - продюсер, как фильмов, так и операторской премии "Белый квадрат". Почему этим занялись?
Анна Михалкова: Премию "Белый квадрат" мы делаем уже 12 лет... Наверное у меня есть неплохие организаторские способности, но все равно это в первую очередь наша команда: Максим Королев - мой друг и партнер уже много лет, Алексей Агранович и другие. Просто удачное стечение обстоятельств. И потом это не такая большая премия. И делать ее не так сложно, потому что и Гильдия кинооператоров сама по себе очень живая.
У нас оценены по достоинству операторы?
Анна Михалкова: Да. Я считаю, что это один из самых успешных братских творческих союзов, которые очень нежно друг к другу относятся, всегда борются за свою репутацию, за права.
Если у вас хорошие организаторские способности, может быть у вас в планах организовывать что-нибудь еще? Например, стать президентом кинофестиваля, как ваш брат Артем?
Анна Михалкова: У меня нет таких планов.
Тогда в каких еще проектах в ближайшее время мы увидим вас, как актрису?
Анна Михалкова: Будет фильм "Селфи" Николая Хомерики. Там небольшая роль.Сейчас я должна сниматься у Дуни Смирновой - также в небольшой роли.
А сериальное, телевизионное кино? Надеюсь, что уже осенью мы увидем российскую адаптацию "Доктора Хауса" - сериал "Доктора Рихтер" - там у вас роль немаленькая: эндокринолог и заведующая клиникой доктор Никольская
Анна Михалкова: Это большой проект. Первый раз, когда я работала в большом сериальном производстве. Это похоже на завод - огромная киномашина. Там была прекрасная компания. Все производство Сергея Мелькумова и Александра Роднянского, я с ними очень давно работаю. Когда есть такое товарищество, это уже облегчает любые нюансы, потому что это действительно физически тяжелое производство. Построены замечательные декорации. Режиссер Андрей Прошкин.
Говорите, что вы впервые работали в таком большом проекте, но вы еще снимались и в фильме "Ледокол", а его авторы также намеревались сделать сериал, насколько я знаю.
Анна Михалкова: Да, просто все мои эпизоды там ничем не отличались от артхаусного кино. Была подробно воссоздана эпоха - у нас всегда есть локация, которая не тронута никаким временем.
Надеюсь, что осенью на Первом канале уже выйдет сериал "Красные браслеты" Натальи Мещаниновой.
Анна Михалкова: Года три его пытаются поставить. И тогда тоже выходили и статьи, и интервью... Вообще интересна судьба этого сериала. Странное ощущение, связанное с тем, что, с одной стороны, этот сериал затрагивает животрепещущую и важную тему, с другой - словно боятся лишний раз людей заставлять сопереживать. Мне жалко, что он так долго не выходит, потому что, переживая, общество должно объединяться и взрослеть, и воспитываться, и прочее. В этом смысле такие сериалы необходимы. Тем более, что фильм еще и хорошо и качественно сделан.
Вы там также играете врача. Анна, хочется все взорвать и попробовать роль типа в фильме "Жги", взорвать образ врача, учителя, мамы и сделать что-либо такое...
Анна Михалкова: Проститутки?
Или надсмотрщицы в тюрьме!
Анна Михалкова: Взорвать? Конечно, мне сейчас самое время что-то взорвать. В фильме "Про любовь 2" как раз и открывается достаточно неожиданная моя грань.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"