И вам, уважаемая, здравствуйте! Последние годы стало модным рассуждать о том, начиная с какого уровня достатка мужчина может позволить себе любить. Извините, но в такие дебаты не включаюсь. Хотя бы только потому, что если бы подобные дискуссии столь агрессивно навязывались обществу во времена молодости моих родителей, вероятнее всего, я бы сейчас вам на ваше письмо не отвечала. Да и кто из моего поколения в таком случае мог бы быть уверенным в своем непременном появлении на свет божий? От юных, не имеющих за душой ничего, кроме влюбленности, но при этом абсолютно счастливых родителей. Сериал "Любовь и деньги" стал раскручиваться уже в постперестроечной России. И хотя сюжетов там тьма, на год хватит, позвольте о том, что происходит, когда кошелек становится главной эрогенной зоной как конкретного человека, так и всего общества, поговорить в следующий раз.
Не буду я сегодня разбирать и обиды, возникающие между мужчинами и женщинами. Обиды, имеющие половую подоплеку. Это отдельная тема, ее не раскрыть, не исследовав вопроса, каким образом эрос влияет на характер человека, его отношения как в сфере пола, так и с миром вообще, на судьбу, в конце концов. Замечу только, что в богословии под эросом подразумевают "не языческого божка страстности и чувственных наслаждений, а горячую, пылающую, стремительную любовь, дарованную человеку Богом" (архимандрит Киприан Керн).
Согласно исследованиям религиозного философа Б.П. Вышеславцева, изложенным в его знаменитом труде "Этика преображенного эроса", пол человека не исчерпывается половым поведением и является силой, энергией, питающей эрос - Божественную любовь в самом широком смысле. То есть эрос берет начало в потаенных, сокровенных глубинах сердца и вырывается оттуда не только проявлениями полового влечения, но и общей направленностью жизни человека, его творческим потенциалом, началами как созидательными, так и разрушительными, и даже духовной устремленностью к Богу. Как уточняет другой наш философ, Н.А. Бердяев, проблемы пола - это "хаос подполья", то есть подсознания. Поэтому такую тонкую сферу, как межполовые обиды и претензии, мы рассмотрим после того, как разберемся, какая болезнь души заставляет нас обижаться, как стать неуязвимым для оскорблений, как научиться прощать и сколько раз это можно делать.
1. Для начала давайте согласимся с тем, что каждый из нас бывал не только обижаемым, но и обидчиком. Пусть не нарочно, просто от невнимательности. Или в ответ на нанесенный удар. А может, из-за того, что таким образом, как казалось, защищал свои интересы, устанавливал справедливость, порядок. В молитвах "по исходу души от тела" сказано: "несть бо человека, иже поживет и не согрешит..." ("нет человека, который бы жил и не грешил..."). О том, что мы сами часто обижаем других, святые советуют помнить постоянно. Во-первых, потому что совершенный грех можно исцелить раскаянием - и это будет уврачевание нашей души, поврежденной греховным проступком. Во-вторых, потому что можно попросить у обиженного нами прощение, и это даст повод оскорбленному остановиться в раскручивании сюжета "ах, со мной поступили дурно" и самому великодушно простить. Ну и, в-третьих, память о том, что ты сам небезгрешен, отрезвляет, если начинаешь падать в омут жалости к самому себе - когда стрела обиды прилетела уже к тебе.
2. И тут нюанс. Грех нанесения кому-то обиды, даже тяжкой, несправедливой, при искреннем раскаянии обидчика может быть Богом прощен. Но вот состояние души обидчика, когда он получает глумливое удовольствие от унижения и уничтожения другого, состояние, называемое "греховной похотливостью", крайне опасно. Для самого обидчика. Почему? Разговор долгий, оставим его на отдельную статью.
3. Но какие качества в нас самих заставляют нас обижаться? Давайте подумаем, почему оскорбления и наветы, далекие от истинного положения дел, воспринимаются нами легко, со смехом? А вот те, в которых есть пусть даже малая толика правды, ранят в самое сердце? Или вот боль, уязвленность во всех случаях, когда, как нам кажется, нас недооценили? О чем эти чувства свидетельствуют? Что обнаруживают в нас? И тут мы подошли к самому главному.
4. Поразительно, но святые уравнивают тех, кто обижает, с теми, кто не умеет эти обиды сносить. Потому что и у тех, и у других диагностируется греховное, болезненное состояние души. Обида обнажает наличие гордыни - и у обидчика, и у обиженного. Смотрите, в основе нанесения обиды искреннее убеждение обидчика, что он выше обижаемого. Но ведь когда обижаемый не смог, не захотел признать себя достойным даже и такого уничижительного отношения, когда он включился в эту дуэль самолюбий, это стало победой гордыни уже в его сердце. В статьях "Апокалипсис обиды" и "Пока летит стрела обиды" ("РГ - Неделя" N 153, 165) рассказывалось, что главный режиссер всех раздоров - враг рода человеческого.
И если мы идем у него на поводу, продолжая возгревать себя лично, весь конфликт, мы просто статисты в его адской пьесе. Выскочить из дьявольской бойни можно единственным способом - прозрев и простив. Поэтому даже когда ты обижен несправедливо, когда обида застит глаза, надо помнить: линия фронта всегда, во всех ситуациях, проходит не между обидчиком и обижаемым, нет. Поле битвы при любых раскладах одно - наше сердце. И противники тоже издревле постоянны: добро и зло. А победить зло можно только одним - добром. Отмщение зло лишь умножит.
5. Святитель Филарет (Дроздов) рассуждал: "Положим, что вы решились бы употреблять такое же оружие, с каким на вас нападают, и поступать по праву равного воздаяния - обида за обиду, злословие за злословие, рана за рану. Будет ли сим образом побеждено зло? Не думаю. Например, если воздано раною за рану, то произошло двое раненых вместо одного; следственно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей".
6. Но как простить? Жду от вас, дорогие читатели, писем об этом. А для начала совет от святого Иоанна Златоуста: "Сказал ли обидчик худо о тебе? Похвали его. Поносил ли? Ты превозноси. Замышлял ли зло? Окажи ему благодеяние. Воздай ему противным, если хочешь его спасения, а не старайся угодить своей страсти мщения". Никогда не замечали, как такая тактика умиротворяла самые грозные бури?
Молитва в гонениях святителя Игнатия Брянчанинова
Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами, моих души и тела! Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильныя награды. Что же я приносил Тебе? Какие благоугодныя жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественных заповеданий. Прости меня, Господи, прости виновнаго пред Тобою и пред человеками! Прости безответнаго! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавыя оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим, и оскорбляющим меня! Даруй мне терпение во всех скорбях моих! Умертви меня для мира! Отыми от меня мою греховную волю и насади в сердце мое Твою святую волю, да творю ее единую и делами, и словами, и помышлениями, и чувствованиями моими.