Доклад представлен за две недели до единого дня голосования, в нем подводятся предварительные итоги электорального обновления региональной власти начиная с 2012 года, то есть с момента возвращения прямых губернаторских выборов, и даются оценки текущей ситуации.
Всего за последние пять лет в России прошла 71 кампания по выборам глав регионов, из которых "конкурентными были только 10", отмечают авторы доклада. По их оценке, "подавляющее большинство выборов 2012-2016 годов проходили по "референдумным" сценариям", когда у действующего руководителя (дорабатывающего свой срок полномочий или в ранге врио) не было сильных конкурентов.
Таким образом, на современных губернаторских выборах, если сравнивать их с 1990-ми и началом 2000-х годов, конкуренции меньше. Но это вполне закономерный процесс, ведь с тех пор "существенно изменилась не только институциональная среда, но и политические нравы", подчеркивают в ФоРГО. К числу причин, по которым борьба за кресло губернатора стала слабее, эксперты относят то, что привлекательность этой должности "снизилась для бизнесменов и политических рейдеров".
Определенным барьером для конкуренции служит и муниципальный фильтр, признают в ФоРГО. С одной стороны, многие оппозиционеры его преодолевали - самостоятельно либо с помощью кандидатов власти. С другой стороны, есть примеры, когда кандидаты от оппозиции упирались в шлагбаум фильтра. "Муниципальный фильтр нуждается в "реновации", - считают в ФоРГО.
В нынешнем году, по оценкам ФоРГО, большинство кампаний также оказались "референдумными". По разным причинам. В одних регионах (например, Белгородская область и Мордовия) главы абсолютно доминируют в местной политике. В других регионах (например, Пермский край, Новгородская, Рязанская и Ярославская области) нет "электоральных и ресурсных оппозиционеров или же они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами". Конкурентный потенциал констатируется в двух регионах - в Карелии и Кировской области, где у кандидатов от власти есть серьезные оппоненты.
При этом в ФоРГО не разделяют мнения ряда политологов о том, что референдумный сценарий хуже конкурентного. Выборы должны отражать реальную политическую ситуацию в регионе. "Выборы не перестают быть выборами, если заранее известно, кого изберет большинство голосующих", - говорится в докладе.
"Важно, чтобы выборы были открытыми и честными, чтобы сама процедура не вызывала ни у кого вопросов и сомнений. Чтобы власть от ее источника, которым являются граждане региона, максимально корректно была передана ее носителю - в данном случае губернатору. Вот и все. А будут ли они конкурентные или референдумные - это не квалифицирующий признак, это опция", - говорит "РГ" председатель правления ФоРГО Константин Костин.
В США, по его словам, 80% выборов глав регионов (штатов) проходят по референдумному сценарию. "Даже когда сценарий референдумный - есть борьба, - отмечает Костин. - Борьба идет за внимание избирателей, за консолидацию элитных групп вокруг своей программы. Врио главы надо получить необходимый уровень известности, сплотить вокруг своей программы основные общественно-политические силы региона, без этого референдумного сценария быть не может".