30.08.2017 22:00
Культура

Евгений Стычкин: Фильм имеет к Гоголю весьма опосредованное отношение

Евгений Стычкин въехал в "Гоголя" по-лермонтовски
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №195 (7361)
На экраны наших кинотеатров в экспериментальном порядке выходит сериал "Гоголь. Начало". В нем много заметных актерских работ, начиная от ролей Александра Петрова и Олега Меньшикова. Но им не уступает Евгений Стычкин, который играет главу местной полиции. Герой Стычкина Бинх смел, подозрителен, быстро соображает и принимает решения. Он ездит на лошади, машет саблей и не верит во всю мистику, которая творится у него под носом.
Читать на сайте RG.RU

…Иногда кажется, что Стычкину под силу сыграть все. Открытый взгляд, острый ум, особая органичность. В любой роли он себя чувствует, как в любимых тапочках. Сказать, что этим не пользуются продюсеры, было бы неправильным. Помимо начальника полиции в этом сезоне Евгений Стычкин играет Ленина, Сталина… даже батьку Махно, и это еще не все. Интервьюера он понимает с полуслова. Если он так же "ловит" задачу, которую перед ним ставят режиссеры, то как же им повезло - приятно поговорить с понятливым человеком.

Евгений, представляя сериал "Гоголь" на кинорынке, что проходил в рамках "Кинотавра" в этом году, вы сказали, что режиссеру Егору Баранову не нравится вас снимать таким, какой вы есть, и он вас все время пытается "в кого-то превратить". Например, в фильме "Фарца" - в эдакого человека с распальцовкой.  А в "Гоголе" он вас преобразил практически в персонажа повестей писателя.  

Права на фильм "Викинг" проданы во Францию

Евгений Стычкин: Да, мне кажется, что Егор не дает мне засохнуть. Он заставляет каждый раз искать совершенно новый для меня образ. Он настолько хорошо меня изучил - был на всех моих спектаклях, и в итоге мы с ним работаем уже на пятой картине. Он знает меня даже на уровне интонации и сразу на этом ловит. Например, говорит так: "Все нормально, но ведь, если без этого вы могли обойтись и нашли бы здесь что-то более неожиданное и парадоксальное для себя и персонажей, было бы круто". В его дебютной картине и в первой нашей совместной "Самоубийцы" я был самим собой. И все - больше он мне этого не позволяет. Может быть, если все пойдет правильно, в итоге мы опять вернемся к тому, что я смогу быть собой в какой-то его картине.

В сериале "Гоголь" работать непросто - там вам пришлось и на лошади скакать, и шашкой махать. Вы все это умели ранее или вам пришлось учиться чему-то в процессе?

Евгений Стычкин: Нет, я умел это до "Гоголя". Я довольно серьезно занимался фехтованием - еще в институте, да и конным спортом - тоже. В цирке выездкой и потом конкуром я занимался для роли Лермонтова. Это не случившийся проект, но я к нему долго готовился. Вообще же все эти процессы - не сложности, а скорее бонусы, потому что, конечно, любому мужчине хочется в какой-то роли скакать на лошади с развевающимися фалдами, размахивать саблей, фехтовать, стрелять, побеждать противника. Так же как женщине хочется, снимаясь в кино, чтобы она была не только хорошая актриса, но еще и красотка, и чтобы у нее были красивые платья.

А любому мужчине хочется быть героем-любовником в кино? Вас не раздражает, что у вас такой грим - седые бакенбарды, вы - молодой человек, играете недоверчивого человека, старше себя по возрасту?

Евгений Стычкин: Мне кажется, интересно играть разных персонажей. Представьте, если в каждой роли я буду совершенно одинаковым. В этом и смысл как раз нашего сотрудничества с Егором, чтобы искать какие-то неожиданные ракурсы.

Грим вы придумали или он?

Евгений Стычкин: Он. Каждый раз, в каждой нашей картине он приходит с неким референсом: он хотел бы, чтобы я выглядел вот так, и приносит мне две-три фотографии каких-то людей.

Не протестуете?

Евгений Стычкин: Протестую страшно! Ругаюсь насмерть! Обычно он переубеждает. Вообще Егор, несмотря на то что он такой молодой и вроде милый и симпатичный парень, очень нудный маньяк. Он безжалостно настаивает на своих решениях, кропотливо их претворяет в жизнь, и с ним вообще непросто спорить. Но я получаю от этого удовольствие. Люблю, когда меня переубеждают, мне нравится, когда режиссер доказывает свою правоту. Не настаивает на ней, мол, как я сказал, так будет, потому что я режиссер, а находит аргументы.

Вы очень плодовиты - у вас больше ста ролей в кино, еще и работы в театре. Но в постановках по Гоголю вы не играли ранее.

Евгений Стычкин: Нет, не играл. Но фильм имеет к писателю Гоголю весьма опосредованное отношение. Учитывая то, до какой степени смело Гоголь сам нарушал границы и экспериментировал, мне кажется, что он был бы страшно доволен, если бы, ставя его и в театре, и в кино, авторы шли бы так же, как и мы - нагло, уверенно, своим путем. Думаю, что это принесло бы ему гораздо больше удовольствия, чем строгое соответствие неким когда-то придуманным взглядам на то, как нужно работать с "нашим достоянием", и как не нужно.

Фильм Кончаловского "Рай" получил Гран-при фестиваля "Вече"

А что касается такого "достояния", как Ленин? Вы исполняете его роль в сериале "Троцкий", который этой осенью прозвучит не менее громко, чем "Гоголь". Вы же не в первый раз играете Ленина?

Евгений Стычкин: Первый. А в театре я Сталина играю. Театр "Практика", спектакль "Девушка и революционер".

И в какой роли органичнее - Сталина или Ленина - себя чувствуете?

Евгений Стычкин: И там, и там. Моя профессия - чувствовать себя органично. Смешной случай - мы играли спектакль, и Агния Кузнецова - партнерша - меня поцарапала. А я после спектакля садился в поезд и уезжал сниматься в Питер - играть Ленина. И я ей говорю: "Представляешь, ты поцарапала Сталина, а царапина будет у Ленина - полный паноптикум".

Что-то вы нашли свое для роли Ленина? Его всегда все очень одинаково изображают, не считая Михаила Ульянова. Ленин - на броневичке и картавит: "Здгавсгуйте товагищи!" Ваш будет не такой?

Евгений Стычкин: Нет, я думаю, что он будет более или менее такой. При этом, конечно, сильно отличаться от остальных. Во-первых, я - другой. Да и наше кино совсем непохоже на то, что было снято ранее. Прежде всего с точки зрения изобразительных средств и взгляда на ситуацию. Другое дело, что с Лениным очень трудно. Когда есть записи и это мегаизвестный человек, которого все себе хорошо представляют и каждому доподлинно известно, что он-то уж совершенно точно знает, как должен выглядеть, вести себя и разговаривать Ленин. Потому что все слышали речи, видели бесконечные советские фильмы и так далее. Поэтому если взять и совсем его не играть, то может быть, из кадра в кадр, мало-помалу можно было бы доказать зрителю, что Ленин может быть совсем другим. Мы же в нашей истории даже отказались от знаменитых моментов, когда он переодевался, сбривал бороду, надевал парики и так далее. Это выглядит крайне нелепо. И поэтому для того, чтобы у зрителя ничего не вызывало ненужных переживаний, мы приняли решение, что Ленин должен быть Лениным. То есть да, он будет картавить, определенным образом говорить и закладывать руку за лацкан пиджака.

Вы удивились, когда вам предложили Ленина играть?

Евгений Стычкин: Да, очень. Мне предложил Александр Цекало. Я настаивал на том, что не похож, понимал, что все будут приставать именно с подобными претензиями - что вы идете "крупным помолом", то есть сразу картавите и закладываете руку за лацкан пиджака. Я осознавал, что это такой персонаж, за которого придется перед всеми все время отвечать - каждый будет считать, что должен рассказать тебе, что думает по поводу роли Ленина и как ты ее сыграл.

Скажите "спасибо", что вы не в советское время живете, тогда это был бы штамп на всю жизнь.

Евгений Стычкин: Ну уж нет! Если бы я в советское время сыграл бы хорошо Ленина, то получил бы Ленинскую премию, квартиру и дачу в Барвихе.

Этой осенью, к дате 100-летия революции выйдут два фильма с двумя Лениными. Ваш "конкурент" в этой роли - Евгений Миронов.

Евгений Стычкин: Четыре фильма с четырьмя Лениными! Есть еще один сериал и еще один художественный фильм. Нас четверо. И думаю, что одинаково глупо, как когда ты играешь некую историческую личность, подходить к работе с точки зрения места в истории своего персонажа, а также не следует думать о том, что эту же роль играет кто-то параллельно с тобой, и размышлять, как бы его переиграть.

У нас осенью появятся два сериала с названием "Спящие": на Первом канале и на НТВ. Вы снимаетесь на НТВ. Сюжет этого детектива сводится к тому, что на картинах изображены спящие люди, но с этим связаны какие-то убийства. И проходит расследование. Кто там ваш герой - следователь, преступник?

Евгений Стычкин: Сценарий сериала "Спящие" написал Илья Куликов, а снял его Никита Грамматиков. Вообще команда очень молодая, талантливая, амбициозная, работоспособная. В картине рассказана довольно жесткая история с элементами мистики. Мой герой - собиратель живописи, серьезный богатый бизнесмен. Он собирает эти картины со спящими, и он их определенным образом чувствует и слышит. Мы снимались вместе с Юрой Чурсиным, и он там будет восхитительно невыносимым.

Это он по роли или как партнер восхитительно невыносим?

Евгений Стычкин: По роли, а как партнер он прекрасен. У нас две картины сейчас с ним выходят. Вторая - фильм - "За гранью", и мы там тоже рука об руку.

А у вас есть штампы, как играть бизнесмена? Я, например, люблю вашу работу в сериале "Измены" Вадима Перельмана. И вы там также - крутой бизнесмен. И в "Фарце", кстати, - тоже.

Евгений Стычкин: Бизнесмен - это человек, который занимается неким непростым делом, требующим определенного склада ума, сосредоточенности, образования, жесткости и так далее. Если говорить об амплуа бизнесмена, так не работает. Мне не кажется, что можно выделить бизнесмена в отдельную категорию людей. Особенно в современном мире они могут быть крайне разными. Такими и стараюсь их изобразить.

Все очень ждут сериал "Хождение по мукам". Какие у вас отношения с этим произведением Алексея Толстого, ведь и в этом фильме у вас не маленькая роль.

Евгений Стычкин: С режиссером Константином Павловичем Худяковым я работал, когда был еще совсем молодым артистом. Проект назывался "Самозванцы". И с тех пор мы нигде не пересекались, хотя я знал его и на площадке, и вне площадки - он дружил с моим папой. Так что мне очень хотелось с ним где-то совпасть. Поэтому, когда мне Константин Павлович позвонил и сказал: "Приезжай ко мне играть Махно!", я не глядя и не читая, но учитывая то, что это - "Хождение по мукам", то есть в целом понятно, о чем речь, согласился.

То есть вы еще и Махно! Мало вам Ленина и Сталина...

В Петербурге съемки фильма о Цое продолжили без Серебренникова

Евгений Стычкин: Константин Павлович - человек высокообразованный и интеллигентный. И конечно, мы до такой степени уже отвыкли от удовольствия общаться с подобными людьми, что, когда попадаешь на площадку, где всем заправляет такой человек, и, соответственно, исходя из его представления о прекрасном, строится работа, это очень большое удовольствие.

Кстати

Где смотреть сериал  "Гоголь. Начало"

Создатели проекта "Гоголь" проводит эксперимент. Фильм  состоит из 4 частей  - "Гоголь. Начало", "Гоголь. Заколдованное место", "Гоголь. Вий" и "Гоголь. Страшная месть", которые будут выходит в кино в течение осени друг за другом с небольшим интервалом. Такого еще никто не делал. После того, как состоится кинопрокат (он начнется с 31 августа), многосерийный фильм выпустят в телеэфир. Оправдает ли себя такая форма проката - вскоре узнаем.

Наше кино