07.09.2017 18:54
Культура

В прокат выходит победивший в Каннах "Квадрат" Рубена Эстлунда

В прокате - победивший в Каннах "Квадрат" Рубена Эстлунда
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №202 (7368)
Сразу после Каннского фестиваля, где "Квадрат" Рубена Эстлунда завоевал "Золотую пальмовую ветвь", многие рецензенты поспешили повесить на картину ярлык - мол, перед нами уморительная сатира на мир современного искусства и царящие в нем нравы. Такая точка зрения, разумеется, имеет право на существование. Однако столь узкая трактовка (даже если рецензент уверен, что перед ним "блестящая сатира") - медвежья услуга картине, которая сильно обедняет, а то и выворачивает наизнанку истинное содержание "Квадрата".
Читать на сайте RG.RU

Да, главный герой фильма Кристиан действительно принадлежит миру современного искусства. Он - старший куратор модного музея в центре Стокгольма. А "Квадрат" (или "Площадь", оба перевода с английского слова square в данном случае уместны) - главный объект его новой выставки. Ее суть в следующем. На полу выставочного пространства начерчен квадрат, перед ним размещена надпись: "Квадрат - прибежище доверия и неравнодушия. Внутри него у всех нас равные права и обязанности". Любой желающий может зайти внутрь этого квадрата. Искусство становится последней надеждой мира на гуманизм и толерантность.

Джуд Лоу присоединился к актерскому составу нового фильма Вуди Аллена

На музейной площади Кристиан вступается за женщину, которую пытается поколотить ее бойфренд. Но уже через несколько секунд он понимает, что вспышка альтруизма обернулась кражей кошелька и бумажника. Однако надежда воссоединиться с украденным добром есть - с помощью специальной программы Кристиан отслеживает, куда именно воры унесли его телефон. Это многоквартирный дом в неблагополучном районе Стокгольма. Молодой помощник куратора предлагает план. Нужно поехать в этот дом и раскидать по всем почтовым ящикам письма с угрозами - мол, мы знаем, что вы воры, поэтому если через 24 часа не вернете украденное, за вами придут. Этот план срабатывает - спустя сутки телефон и деньги возвращаются к нему. Однако эта история не обходится без неприятных последствий.

Во-первых, увлекшись поисками украденного, Кристиан проспал момент, когда два юных рекламщика без его санкции запустили в Интернете рекламную кампанию новой выставки. В анонсирующем ролике маленькая бездомная девочка в лохмотьях с надеждой идет к обведенному мелом квадрату, заходит в него, после чего ее разрывает на части взрывом. Во-вторых, одно из раскиданных Кристианом писем попадает к семье мигрантов, которая тут же начинает третировать своего малолетнего сына. Пытаясь восстановить справедливость, мальчик находит куратора и требует, чтобы он пришел в его квартиру и извинился перед ним и его родителями.

Эгоизм, кризис мужественности и тотальное лицемерие - главные признаки поколения, которое сейчас стоит у руля западного мира

История Кристиана - это, конечно, эволюция идей "Форс-мажора", предыдущего фильма Эстлунда. В той картине отец благополучного семейства спасался бегством от лавины, бросив на произвол судьбы жену с детьми. А когда выяснилось, что опасность была ложной, долго не мог признать отвратительность и малодушие своего поступка. Кристиан и герой "Форс-мажора" Томас - близнецы-братья, богатые белые мужчины передовых взглядов на излете молодости. 43-летний Эстлунд пристально вглядывается в ровесников и приходит к неутешительным выводам. "Гнутся шведы", - не без грусти констатирует он, подразумевая, конечно, не только жителей Скандинавского полуострова. Чудовищный эгоизм, кризис мужественности и тотальное лицемерие - по Эстлунду, главные отличительные признаки поколения, которое стоит у руля западного мира. И "Форс-мажор", и "Квадрат" не столько высмеивают конкретных персонажей, сколько сокрушаются по поводу современных носителей "либеральных ценностей".

Вышел трейлер фильма, в котором снялись все, какие есть, актеры России

Но если "Форс-мажор" был фильмом камерным, предметом его исследования была семья, то "Квадрат" - это уже картина кризиса всего мира "золотого миллиарда". Эту мысль иллюстрирует имеющий опосредованное отношение к основной сюжетной линии, но самый яркий эпизод фильма - выход русского художника Олега Рогожина в образе человека-гориллы, эдакого Конга (не увидеть здесь отсылку к человеку-собаке Олега Кулика, конечно, невозможно). Полуголого Рогожина в рамках перформанса выпускают к обвешенной бриллиантами публике, сидящей за столиками в пышно декорированном зале. Рогожин сначала слегка эпатирует собравшихся грозными рыками (зрители улыбаются), затем заставляет убежать прочь замахнувшегося на него мужчину (зрители начинают нервничать), после чего эффектно вцепляется в волосы симпатичной блондинке и делает вид, что пытается изнасиловать ее прямо в присутствии нарядных дам и кавалеров, с лиц которых чем дальше, тем уверенней сползает надменность.

Этот почти бунюэлевский по духу эпизод показывает, что Эстлунд как раз не против современного искусства. Наоборот - перформанс Рогожина при всей своей пародийности выглядит жутковато-эффектно и убедительно. В этой сцене Эстлунд издевается над самодовольными знатоками, для которых музей - тот самый "квадрат". Они думают, что искусство - это что-то приятное, изящное и красиво упакованное. Зона комфорта и буржуазной безопасности. Высокомерная публика и предположить не может, что, наблюдая за бесноватым человеком в образе гориллы, она смотрит не на "чужого", а в самое честное зеркало.

"Квадрат" при кажущемся традиционном устройстве - высказывание радикальное и бескомпромиссное, однозначно помещающее Эстлунда в первый ряд киномэтров. Если вдруг перед вами встанет выбор, по какому одному фильму следует судить о состоянии кино в 2017-м - называйте эту картину Эстлунда, не ошибетесь.

Мировое кино