19.09.2017 23:03
Культура

Московская биеннале современного искусства пройдет в Новой Третьяковке

Основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства - в Новой Третьяковке
Текст:  Жанна Васильева Аркадий Колыбалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (7377)
Седьмая Московская международная биеннале современного искусства предъявляет результат перезагрузки биеннального проекта.
Читать на сайте RG.RU

Сменилась команда: Иосиф Бакштейн, который был комиссаром шести биеннале и, собственно, придумал проект Московской биеннале вместе с Виктором Мизиано, ушел "на почет", то есть на специально созданную должность почетного комиссара. В этом качестве он вошел в экспертный совет, который теперь коллективно отвечает за все биеннале. Изменился учредитель, в роли которого выступил новый фонд "Биеннале современного искусства". Новый и принцип отбора работ - open call подразумевает, что отдельное приглашения для участия в проекте не требовалось. Куратор Юко Хасегава рассмотрела только от российских художников 600 заявок, выбраны - 9 проектов наших авторов. Увеличены сроки биеннале - вместо одного месяца она будет длиться четыре, почти до конца января следующего года. Наконец, площадкой основного проекта вместо планировавшегося Манежа (где был уже когда-то показан отличный проект Катрин де Зегер, куратора 5-й Московской биеннале) стала Новая Третьяковка на Крымском валу.

Стоит ли сегодня вкладываться в произведения искусства

Собственно, это второй раз, когда основной проект Московской биеннале расположился в музейном пространстве. Первая биеннале в 2005 году открылась в бывшем музее Ленина (тогда уже отошедшим Историческому музею). И основной проект был, в частности, прощанием с мифами и мумиями прошлого - как и завещано Марксом, веселым прощанием. Один впечатляющий видеоперформанс "Синих носов", изобразивших Ильича, переворачивающегося в гробу, то бишь в картонной коробке, чего стоил! Пространство бывшего музея переосмыслялось как "освобожденное" от идеологических пут, а значит открытое стихии пересмешников, шутовства, карнавала. Короче - стихии площадной, дерзкой, вольной. Стихии, очень близкой фольклорной низовой культуры.

Двенадцать лет спустя вхождение основного проекта 7-й  Московской биеннале в музейное пространство Новой Третьяковки, напротив, маркирует вступление современного искусства из города на территорию "высокого" искусства, прежде всего модернизма. Проект биеннале выстроен как бы "параллельно" с экспозицией советского искусства - ему отданы залы, где раньше была выставка "Перезагрузка", представлявшая российское современное искусство 2-й половины ХХ века. Куратор японка Юко Хасегава акцентировала диалог с русским авангардом, разместив работы, например, Юкэн Текуя и Хуссейна Чалаяна (модный дизайнер-бунтарь тут выступает в своем первом амплуа - художника) в залах рядом с картинами Кандинского. И уж тем более знаковая отсылка к триптиху Александра Родченко "Желтый", "Красный", "Синий" встречает посетителей уже при входе, в холле Новой Третьяковки. "Полотна" французского художника Матье Мерле-Бриан - это картинки из облаков google, отобранные по цвету, "спрессованные" и архивированные с помощью специального алгоритма и превращенные - в сгущенный цвет, своего рода "вытяжку" из облачных атласов поисковика. Каждое из трех полотен отсылает к монохромам Родченко.

Центральная тема: отношения культуры и искусства цифровой эпохи с традиционными техниками и реальностью

Фактически работа Мерле-Бриан - эпиграф, намечающий центральную тему основного проекта - отношения культуры и искусства цифровой эпохи (их метафорой станет "облако") с их предшественниками, привыкшими работать в традиционных техниках и "реальном" мире (метафорой этого мира выбран "лес"). "Заоблачные леса" (так поэтически звучит название основного проекта), разумеется, не только место встречи разных технологий, культур, традиций, но и разных поколений: детей эпохи интернета и тех, кто был, по остроумному выражению одного блогера, без предупреждения "депортирован" в цифровой мир. Видимо, для удобства последних узловые точки прогулки в "Заоблачных лесах" обозначены пиктограммами, как сейчас модно говорить, интуитивно понятными и ребенку. Люди леса и племена облаков, база данных в облачных серверах, темная экология и новый порядок, - для всего свой "значок". План навигации по маршруту практически идеален.

Сама куратор Юко Хасегава подчеркивает, что важно не только отдельное произведение, а путь, который проходит зритель. А значит противопоставления и контрасты могут быть не менее значимы, чем появление 6-канальной видеоинсталляции легендарной исландской певицы и актрисы Бьорк, работ ее "бывшего" Мэтью Барни (чья ретроспектива была в Москве в 2007), инсталляции Олафура Элиассона или лауреата премии Тёрнера Лор Пруво… Нельзя не заметить, что этот путь ведет не только из леса к облакам, но и обратно. Оба пути предстают как равно ценные.

Один приведет в комнату "Тишины", где кожей почувствуешь грозное затишье перед ураганом в джунглях - проект дуэта художников Ревиталь Коэн и Тур ван Балена. Позволит увидеть искусственные облака, заключенные в кубы, похожие на аквариум (высокотехнологичная работа француженки Мари-Люс Надаль. На другом пути обнаруживаешь эффектно визуализированную юной француженкой Луиз Дрюль "архитектуру слежения", автоматически собирающую базу данных о пользователях сети. И встречаешь очень человеческую тоску по времени, когда единственным искусственным объектом на орбите был первый спутник Земли. Половинку "спутника", металл которого можно погладить, художница и химик, норвежка Сиссель Толаас маркирует не только датами покорения космоса и буквами русского алфавита, но и запахами. Обычными, земными... Но складывая слово "мой спутник", вы еще и собираете паззл собственных воспоминаний. Иначе говоря, перед нами очень тонкая работа с образами коллективной и индивидуальной памяти. Память и архивы - материал также работы иранской художницы Бахар Бехбани, где история изучения персидских садов оборачивается сюжетом шпионского детектива. В ее инсталляции листы из рассекреченного в 2013 году архива ЦРУ дают названиям картинам и отсылают к труду известного специалиста по райским садам Персии. Увы, он оказался коллегой Джеймса Бонда...

На Псковщине завершился фестиваль имени Сергея Довлатова

"Заоблачные леса", таким образом, меньше всего пастораль. Скорее, тут царит тишина перед бурей, как в упомянутом проекте. В сущности, Юко Хасегава сделала выставку об ощущении близости границы, за которой вмешательство человека в мир природы будет необратимым. Отсылки к фильму "Облачный атлас" напрашиваются сами собой.

К сожалению, ни исследовательских проектов, ни научных конференций, ни даже спецпроектов 7-ая Московская биеннале не предусматривает. Но зато есть аудиогид с голосами Федора Бондарчука и Татьяны Навки… Что ж, не все сразу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Седьмая Московская международная биеннале современного искусства
Арт Москва Столица