Италия решила перенять успешный опыт Финляндии, которая, отказавшись от устаревшей методики, за рекордно короткие сроки стала страной с одним из самых высоких уровней школьной подготовки в мире. На данный момент к этому пилотному проекту присоединилось 166 школ из трех областей Италии - Ломбардии, Пьемонта и Сицилии.
Преподаватели и родители с энтузиазмом отнеслись к нововведению, полагая, что детям оно пойдет исключительно на пользу. По их мнению, школе давно следовало отказаться от этой архаичной практики, которая не только не способствует закреплению знаний, а, напротив, лишает учащихся права на отдых, провоцируя стресс и семейные ссоры.
Впредь, вместо того, чтобы корпеть над учебниками с родителями или со специально нанятыми репетиторами, итальянским школьникам придется проводить значительно больше времени в классе. Учащимся предложат теоретические занятия утром, а во второй половине дня преподаватели приступят к практике. Причем, предметы сгруппируют по трем направлением: литературному, научному и творческому. Это будет выглядеть следующим образом: в течение одной недели школьники будут изучать один и тот же предмет, который по истечению это срока сменит другой. И так в течение всего учебного года.
Авторы проекта убеждены, что применение этой методики в значительной степени ускорит усвоение материала, позволит раз и навсегда избавить детей и родителей от выполнения уроков дома, а также даст им возможность использовать освободившееся время для совместных походов в музей, парк или бассейн. Если новый проект оправдает возложенные на него ожидания, в ближайшее время его используют еще в трех областях - Лацио, Умбрии и Тоскане. Он также станет одним из ключевых положений давно назревшей школьной реформы.
В том, что итальянскую школу ждут большие перемены, сомневаться не приходится. На прошлой неделе министр образования Италии Валерия Феделли предложила использовать смартфоны в процессе обучения в школах и университетах. По мнению министра, новые технологии могут открыть "огромные возможности", если их использование будет находиться под соответствующим контролем. Для воплощения проекта в жизнь министр намеревается создать специальный комитет, который займется выработкой правил по интеграции смартфонов в итальянскую систему образования.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Первый класс вроде института
Елена Ленская, декан факультета "Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук", рассказала, что в первых классах у нас домашние задания не даются и это требование федеральных государственных стандартов учителя выполняют. "Но со второго класса домашние задания в школе есть. Причин много - надо повторить, закрепить материал, к тому же это определенная обратная связь учителя и ученика. Проверяя работу, учитель видит, что ученик усвоил, что - нет, - подчеркивает она. - Я против большого количества домашних заданий и особенно против того, чтобы их выполняли родители, как это часто бывает. Есть страны, где существует жесткий запрет на то, чтобы делать задания с родителями. Например, в Великобритании и США".
По объему домашнего задания в мире лидерами считаются две страны - Россия и Греция. На кафедре теории и истории Института педагогики и психологии образования Московского городского педуниверситета пояснили, что четких и однозначных документов, где было бы сказано, что домашние задания в школе обязательны, нет. Есть школы, где задания на дом отменены. Обычно ученикам не задают домашнего задания по информатике. Но это связано не с заботой о свободном времени школьников, а с тем, что они и так проводят за компьютерами слишком много времени.
На "Деловом завтраке" в "РГ" министр образования и науки Ольга Васильева о домашних заданиях высказалась так: "Есть четко регламентированная в санитарных нормах нагрузка. Она зависит от возраста. Учебная нагрузка в 8-м классе - 33 часа при пятидневном обучении, и на выполнение домашнего задания ребенок не должен тратить больше 2,5 часа... Но у всех детей разные психологические и физиологические особенности. Поэтому даже в одной семье бывает, что один ребенок с разницей в два класса тратит на домашние задания полтора часа, а другой сидит по 5-6 часов".
Подготовила Ирина Ивойлова