В воскресенье в Германии прошли парламентские выборы, итоги которых встряхнули всю немецкую политическую жизнь. Управлявшее страной с 2013 года коалиционное правительство ХДС/ХСС и СДПГ с треском развалилось. Выборы показали, что социал-демократы в коалиции с более сильным партнером под руководством канцлера Ангелы Меркель не могут проявить свои сильные стороны и теряют избирателей. 20,8 процента голосов - самый слабый результат в истории - заставил лидера СДПГ Мартина Шульца заявить, что партия уходит в оппозицию. Еще один антирекорд - падение поддержки самих христианских демократов: с 41,5 до 33 процентов голосов за последние четыре года. Причина этого, по мнению научного директора Германо-российского форума Александра Рара, в том, что главной темой прошедшей избирательной кампании стал миграционный кризис. Накануне выборов он рассказал "РГ": "Закрывать глаза на то, что происходит никто уже не может.
Поэтому ключевой вопрос сегодня: смогли ли госпожа Меркель и ХДС убедить большинство немцев в том, что проблему удалось взять под контроль. В последнее время они очень старались это сделать: выступали с заявлениями, что "открытой Германии" больше не будет, что для того, чтобы держать на замке европейские границы, будут платить Турции, что беженцев из Афганистана и Северной Африки, причастных к преступлениям, будут выдворять". Очевидно, многие традиционные избиратели не поверили христианским демократам и поставили на новую политическую силу - партию "Альтернатива для Германии", которая требует закрыть границы для мигрантов, удалить политический ислам из общественной жизни и ужесточить уголовное право. Всего за три года порожденная миграционной политикой федерального канцлера Ангелы Меркель партия поднялась с нуля до 12,6 процента голосов. Этот итог тем более исторический, что впервые с 50-х годов прошлого века в Бундестаг вошла более правая партия, чем ХДС/ХСС. Поэтому глава баварского близнеца ХДС - председатель ХСС Хорст Зеехофер сразу после выборов объявил, что его партия резко сворачивает вправо.
Знаковым является триумфальное возвращение в Бундестаг Свободной демократической партии. Она может стать партнером ХДС по правящей коалиции после ухода социал-демократов в оппозицию. На сегодняшний день у ХДС нет вариантов правительственной коалиции кроме опробованной в 2009 году в федеральной земле Саар "Ямайка-коалиции", названной по цветам немецких партий, совпадающим с флагом этого островного государства: черный - ХДС, желтый - СвДП, зеленый - "Союз-90 / "Зеленые". Но правительство, сформированное этими партиями, скорее всего, поставит крест на плане реформирования Евросоюза, согласованного весной этого года Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
Напомним, что этот план предусматривает усиление еврозоны, создание общего бюджета и должности министра финансов этого союза в союзе, разделяющего на два круга влияния государства ЕС, которые уже перешли на евро и те страны, которые не перешли или не собираются переходить на общую европейскую валюту. После объявления предварительных итогов выборов глава Свободной демократической партии Кристиан Линднер заявил в эфире местного телеканала ARD: "Мы не представляем бюджета для еврозоны, то есть превращения зоны евро в государство.
Президент Франции Эмманюэль Макрон говорит о том, что на эти цели нужно предназначить несколько процентов ВВП, что в случае Германии означало бы 60 миллиардов евро или даже больше". Создание должности министра финансов еврозоны Линднер оценил скептически: "Если задачей такого министра будет привлечение внимания к более тщательному соблюдению правил, то я не имел бы ничего против, но если под этим понятием мы подразумеваем большее политическое влияние и манипулирование цифрами, то я говорю "нет". Разумеется, мнение наиболее вероятного партнера Меркель по коалиции не пропустили мимо ушей в Евросоюзе. А европейская валюта в понедельник подешевела по отношению к большинству мировых валют.
Евро ставят подножку
Как сообщил "РГ" европейский обозреватель немецкой радиостанции Deutsche welle Томаш Белецкий, в Брюсселе царит уныние. "По прогнозам местных аналитиков, новое правительство не поддержит план Макрона. Напомню, что на завтра намечено выступление президента Франции перед студентами Сорбонны, в котором он собирался представить программу реформ Европейского союза и зоны евро. Теперь полушутя говорят, что ему нужно быстро переписать свою речь заново, поскольку все, что он предлагает, отвергают в СвДП. Да и в партии самой Меркель, по правде говоря, также есть консервативное крыло, которое скептически относилось к этим планам, и теперь их позиции будут усилены за счет партнера по коалиции.
В Европейском союзе вызывает беспокойство то, что формирование нового правительства может затянуться надолго, а Жан-Клод Юнкер рассчитывал, что уже в декабре на саммите ЕС будут приняты ключевые решения, относительно будущего Евросоюза. Уже в мае будущего года должен быть готов проект бюджета ЕС на 2021-2028 годы, и, конечно, к грядущему саммиту уже нужно понимать, будет ли в нем отдельной строкой прописан бюджет зоны евро, а не начинать разговор об этом с новым правительством Германии. Так что, судя по всему, эти реформы зоны евро замедлятся. Вопрос, который всех здесь интересует: насколько? В целом в Брюсселе не слишком оптимистично смотрят на результаты немецких выборов. Конечно, здесь понимали, что Ангела Меркель останется канцлером на следующие четыре года, и это, и некая преемственность в европейской политике Германии радует европейских наблюдателей. Но облегчение, которое испытали в Еврокомиссии, когда во Франции выиграл президентские выборы Макрон, а в Голландии проиграл Герт Вилдерс, сменилось унынием из-за высокого результата партии "Альтернатива для Германии".
Выборы в парламент в Германии