Цены на автомобили в России вновь пошли вверх, констатируют потребители и аналитики. Агентство "Автостат" подсчитало, что во второй половине августа, например, ценники на одну или несколько моделей переписали 8 автокомпаний, а за следующие две недели - еще 12. При этом весной и в начале лета в ряде случаев производители находили повод снижать цены. Однако рост продаж, видимо, развязал руки маркетологам брендов, и все вернулось на свои места.
Наглядно об этом свидетельствует так называемый индекс Autospot, который показывает динамику цен на новые машины. Так вот, по состоянию на 25 сентября, средняя цена премиального авто достигла 4 433 811 рублей, а в так называемом среднем сегменте, где представлено большинство популярных кроссоверов и бизнес-седаны, - 1 469 318 рублей. Это больше, чем 2-3 недели назад, но еще не рекорды, установленные соответственно 21 и 28 августа (4 515 526 и 1 471 328 рублей). А вот в массовом сегменте актуальная стоимость и вовсе достигла пикового значения - 729 417 рублей. Для сравнения: 10 апреля было 707 182, 2 января - 697 733, а 4 июля 2016-го - 673 056 рублей.
А как же отреагировали на тенденцию представители самого доступного сегмента на рынке? Если одним словом - то противоречиво. Большинство моделей продаются по тем же ценам, что и в июле, когда мы составляли наш предыдущий рейтинг. Однако и нижняя, и верхняя ценовые планки рейтинга выросли на 20 тысяч рублей. В двух случаях зафиксировано повышение стоимости, а еще один автомобиль и вовсе покинул авторынок. И это - китайский хэтчбек Lifan Smily, возглавлявший список дешевых автомобилей с ноября 2016 года, когда из продажи исчезли Daewoo Matiz.
В итоге у нас новый лидер - российская Lada Granta в кузове седан по цене от 389 900 рублей. Более того - отечественным получился весь виртуальный пьедестал: второе и третье места занимают седан Lada Priora (от 399 900) и лифтбек Lada Granta (от 414 900). Еще одна модель АвтоВАЗа - хэтчбек Lada Kalina (от 440 600) - вошла в топ-5, уступив "однокласснику" из Узбекистана Ravon R2 (от 439 900).
Однако, если отбросить патриотизм, стоит признать: с уходом маленького Lifan категория самых доступных автомобилей разом потеряла привлекательность. Российские "бюджетники" гораздо "беднее" китайских. Lada Granta в обоих кузовах имеет лишь одну подушку безопасности, дневные ходовые огни, системы торможения ABS + BAS + EBD и аудиоподготовку. В этом смысле куда солиднее смотрится Lada Priora, хотя, напомним, речь идет о сильно удешевленной версии модели. У нее доступны также маршрутный компьютер в комбинации приборов, встроенный подлокотник, электрические стеклоподъемники и воздушный фильтр салона. Все четыре ВАЗовские машины из нашего списка получают двигатель объемом 1,6 литра, развивающий мощность 87 л.с.
Стоит отметить, что Ravon R2 - не просто единственный конкурент отечественных "бюджетников", но и самый доступный автомобиль с автоматической трансмиссией. Машина, в облике которой на наш рынок вернулся Chevrolet Spark, оснащается 4-диапазонной АКПП с мотором объемом 1,25 литра, способным выдать 85 л.с. Также предлагаются уже две подушки безопасности, та же система ABS, дополнительный USB-порт, передние стеклоподъемники с электрическим приводом и дневные ходовые огни.
Шестое место в рейтинге заняла еще одна модель, которая имеет отношение к Тольятти - собираемый здесь на базе той же Granta седан Datsun on-DO по цене от 442 000 рублей. Это на 6 тысяч дороже прежней цены, что и обеспечило японской машине вылет из топ-5. Отметим, что в небогатом - под стать Lada - списке базовых опций значится подогрев передних сидений.
Далее по списку идут: седан Ravon Nexia с полуторалитровым мотором и механической коробкой передач - от 449 000 рублей, давно растерявший спрос седан Brilliance H230 - от 459 900, еще одна Lada и новичок нашей десятки внедорожник 4x4 (с двигателем 1.7 мощностью 83 л.с.) - от 475 900, а также вернувшийся в топ-10 Renault Logan с мотором 1.6 на 82 л.с. (производства первой половины 2017-го и ранее) - от 479 000 рублей.
Отметим, что седан FAW Oley подорожал на 50 тысяч рублей - до 491 000, и из нашего списка выбыл. Стоит признать, что и на сайте китайской компании он удержался чудом - по статистике "Автостат Инфо", в 2017 году россияне не зарегистрировали в органах ГИБДД ни одной такой модели.
Кстати
"РГ" составляет рейтинги самых доступных автомобилей России с октября 2015 года. Мы используем данные официальных прайс-листов и учитываем лишь прямые скидки производителей.
Самые дешевые автомобили в России