И это при том, что все последние месяцы чешский миллиардер, медиа-магнат, недавний министр финансов и второй человек в правительстве Андрей Бабиш подвергался невиданному остракизму. Сначала его вынудили подать в отставку, затем лишили депутатской неприкосновенности, открыли уголовное дело, предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов и крупных финансовых махинациях. Однако сам олигарх невозмутимо вел свою предвыборную кампанию, категорически отвергал все обвинения, называя их "политическим заказом", и неоднократно заявлял о готовности возглавить кабинет.
Как видим, сегодня он не так далеко от поставленной цели. Из двухсот мест в нижней палате семьдесят восемь будут занимать его сторонники. Теперь вопрос: какая из других партий, преодолевших пятипроцентный барьер, захочет вступить в коалицию с ANO - с тем, чтобы получить необходимое большинство при голосовании?
И это - главная интрига состоявшихся выборов.
Дело в том, что во всех прежних раскладах в качестве возможных участников правящей коалиции фигурировали социал-демократы и коммунисты. Именно им уверенно предсказывали второе и третье места, а также не исключали их объединение в парламенте против пана Бабиша. Однако, когда в субботу к вечеру были подсчитаны все голоса, то в политической атмосфере наступило что-то вроде шока. Коммунисты впервые с ноября 1989 года не смогли преодолеть десятипроцентный рубеж (у них 7,76%), а результат социал-демократов, которые формировали нынешнее правительство, и того ниже - 7,27%.
Андрей Бабиш уже на своей первой пресс-конференции в ранге победителя заявил, что готов обсуждать возможность будущей коалиции со всеми девятью партиями, чьи представители займут места в новом парламенте. Но готовы ли партнеры пожать протянутую им руку - это большой вопрос. Пока только Коммунистическая партия Чехии и Моравии не исключила вариант сотрудничества с ANO, однако ее пятнадцати голосов недостаточно для достижения большинства.
Из других штабов летят иные сигналы: мы не против коалиции, но не можем иметь дела с лицами, которым предъявлены обвинения в нарушении закона. Иными словами, если Бабиш откажется от своих претензий на премьерство, тогда, конечно…
Но пан Бабиш, кажется, отступать не намерен. Обращаясь к журналистам в субботу, он снова отмел все предъявленные ему ранее обвинения. А ранее Бабиш говорил о необходимости завершить войну санкций против России. По его мнению, экономические санкции ничего не решают, а их продление идет во вред всем сторонам. Он также заявил, что его движение не ориентировано на восток, а является абсолютно проевропейским, однако, при этом Бабиш намерен по-прежнему последовательно отстаивать в ЕС интересы Чехии.
В чем же причина такого оглушительного успеха политической силы, у которой нет ярко выраженной позиции? Центристы с элементами популизма - так можно обозначить кредо ANO.
Лидер и его однопартийцы сделали ставку на обывателя, грамотно выстроив свою предвыборную кампанию, следуя выверенной риторике и хорошо поработав с регионами. Даже отставку и череду обвинений со стороны правоохранителей олигарх обернул в свою пользу. Ага, если власть так цепко за него взялась, значит, что-то не так…
Бабиш, на лице которого обычно трудно прочесть какие-либо эмоции, нравится обывателю своей основательностью, явным желанием дистанцироваться от непопулярных в Чехии шагов ЕС, например, касающихся беженцев, а также обещаниями сосредоточиться исключительно на решении внутренних проблем. Возможно, избиратели считают: раз этот человек стал таким богатым, то он и нас осчастливит, приведет страну к экономическому процветанию.
- К тому же имеет место явное разочарование обывателя в традиционных политических партиях, - считает мой коллега, известный чешский журналист Ондрей Соукуп. - Пока те же социал-демократы ругались между собой, центристы снимали сливки с достижений правительства последних лет. Ведь всеми финансами руководил их лидер Бабиш.
Разочарование явно связано еще и с тем, что министры уходящего в отставку правительства социал-демократа Богуслава Соботки проявляли слишком заметную зависимость от Брюсселя. Часто это не соответствовало национальным интересам Чехии или даже шло им во вред. А чехи очень чувствительны ко всему, что касается их суверенитета.
Именно этим объясняют успех двух откровенно популистских партий: "Пираты" неожиданно для всех заняли третье место (10,79%), а "Свобода и прямая демократия" - четвертое (10,64%). На втором - правоцентристы из Гражданской демократической партии (11,32%). Две последние известны своим "евроскептицизмом".
Президент Чешской республики Милош Земан, который ранее неоднократно жестко критиковал уходящий кабинет и высказывал желание видеть на посту премьера Андрея Бабиша, обещал на следующей неделе встретиться с лидерами всех девяти партий и движений, преодолевших пятипроцентный барьер. Это означает, что глава государства попытается найти выход из ситуации, которая грозит стать патовой.
Сам Земан тоже фактически вступил на тропу предвыборной борьбы (главу государства изберут в январе 2018 года) и, по-видимому, заинтересован в том, чтобы заручиться поддержкой электората Андрея Бабиша. Но при этом нельзя забывать, что и недавние могущественные министры, враз ставшие оппозицией, не будут сидеть сложа руки. Наверняка они обратятся за советом и поддержкой к Брюсселю, а там брутальный и мало предсказуемый миллиардер вряд ли придется ко двору.
И в заключение еще один показатель, характеризующий высокую социальную активность чешских граждан. В голосовании приняли участие 60,84% избирателей - не рекорд последней четверти века, но выглядит вполне впечатляюще.