02.11.2017 18:29
Общество

Почему инвалидам в Крыму трудно получить водительские права

В Крыму не созданы условия для обучения инвалидов вождению автомобиля
Текст:  Елена Гусакова (Симферополь)
Российская газета - Неделя - Крым: №249 (7415)
Возможность получения водительских прав для инвалидов в республике существенно затруднена. Только одна из 65 крымских автошкол обучает людей с ограниченными физическими возможностями.
Читать на сайте RG.RU

До автошколы сотня километров

- Людям с активной жизненной позицией возможность свободно передвигаться крайне необходима, - говорит председатель крымской региональной общественной организации "Ассоциация инвалидов" Леонид Грабов. - Периодически крымчане задают мне вопрос, где пройти курсы вождения машины с ручным управлением. Ни в одном крымском городе, кроме столицы, это сделать невозможно.

В Крыму спортсмены-инвалиды столкнулись с дефицитом инфраструктуры

В Симферополе инвалидов несколько лет обучает АНО "Крымавтодар". В 2017 году в автошколу обратились 30 человек с ограниченными физическими возможностями, говорит заместитель директора Ирина Родина.

- В этом году увеличилось количество колясочников, людей с ДЦП, - рассказывает замдиректора. - В настоящее время учится шесть человек. В основном симферопольцы, но иногда бывают ребята из других городов. Сейчас к нам ездит парень с ДЦП из Новоозерного (Евпатория). Ради этого раз в два дня ему приходится приезжать в Симферополь.

Для инвалида преодолеть путь из другого города в разы сложнее, отмечает Грабов. Он и сам хотел бы получить права. Но регулярные поездки в столицу в его случае не реальны. В Феодосии работа, семья с двумя маленькими детьми, да и обойдется учеба в таком случае не в 30 тысяч, а в 60.

- Постоянно ездить из Феодосии в Симферополь сложно даже человеку без особых физических проблем, а инвалиду почти невозможно, - подчеркивает Грабов. - Для этого надо прикладывать неимоверные физические усилия, тратить массу времени и в два раза больше денег.

Обучение для инвалидов в симферопольской автошколе длится дольше, чем для остальных курсантов. Если в стандартном случае на практические занятия отводится 56 часов, то на машине с ручным управлением - 96.

- Таким ребятам водить сложнее, - поясняет инструктор автошколы Андрей. - Ведь двумя руками им надо не только рулить и переключать передачи, но и выжимать газ, тормоз, сцепление (для этого около руля два дополнительных рычага). А на дороге все одинаковы, поблажек не будет.

- Когда я пришел на медкомиссию, у терапевта было искреннее удивление, - говорит курсант Александр. - В ее практике я первый колясочник, планирующий получить водительские права. Врач начала перебирать документы, искать приказы, чтобы удостовериться, что мне можно ездить за рулем. Сегодня у меня шестое занятие в автошколе. Вроде все получается.

Курсант отработанными движениями с помощью рук пересаживается с коляски на сидение автомобиля. Инструктор Андрей складывает коляску и убирает в багажник. К поездке все готово. Конечно, на оборудованной машине с автоматической трансмиссией ездить было бы гораздо легче. Но такой в Симферополе пока нет. Как и специализированных мест для проживания иногородних учащихся.

За мечтой через пролив

Почему в Крыму дети-инвалиды не получили спецколяски

Снимать неприспособленное жилье и самостоятельно добираться в автошколу, не имея рядом близких и родных, колясочникам тяжело. Единственный выход - поездка на материк - в соседний Краснодарский край. Там в Тимашевском комплексном центре реабилитации инвалидов предусмотрено не только обучение вождению, но и созданы для этого все условия. Отработка практических навыков сначала осуществляется в классе на автотренажерах, а потом на специально оборудованных автомобилях, в том числе с автоматической коробкой передач.

- Я с мужем еду на два месяца в Тимашевск, - говорит Оксана из Керчи. - Там предоставляется проживание и питание. Мы долгое время ожидали создания подобных условий на базе Центра профессиональной реабилитации инвалидов в Евпатории. Но так и не дождались.

Оплачивать все услуги крымчанам придется самим. За двоих выходит более 80 тысяч рублей. Если бы не родители, которые к тому же отдают детям свой автомобиль, собрать такую сумму было бы нереально, говорит Оксана. Жителям Краснодарского края услуги обходятся гораздо дешевле. При одинаковой льготной цене обучения (18,6 тысячи рублей), у местных есть скидка на проживание и питание.

- Бывает, что человеку за жилье и еду остается доплатить всего четыре тысячи, остальное покрывает правительство Краснодарского края, - рассказывает директор учреждения Дмитрий Воякин. - В среднем в год обучается 50-60 человек. Это люди без ног, с тростями, ходунками, на колясках. Недавно к нам стали приезжать крымчане.

Обещанного три года ждут

Крымские общественные организации инвалидов просят республиканские власти ускорить решение проблемы. Ведь если бы в каждом крупном городе была хоть одна учебная машина с ручным управлением, гораздо больше людей стали бы мобильнее.

- Желающие учиться есть, - подчеркивает Грабов. - Сдерживает их в основном невозможность делать это по месту жительства. Общественники видят два выхода. В городах, в которых проживает более 100 тысяч населения, оборудовать такие авто на базе ДОСААФа. А для тех, кто живет в небольших населенных пунктах, открыть обещанные и долгожданные курсы в Центре профессиональной реабилитации инвалидов в Евпатории.

Однако в этом случае пословица о том, что обещанного три года ждут, может читаться буквально. В распоряжении "РГ" есть письмо от 21 июля 2014 года, в котором руководство центра профреабилитации заверяет минтруд и общественную организацию инвалидов, что обучение начнется с января 2015 года.

Насколько готовы российские курорты принять на отдых инвалидов

Сейчас в учреждении уже полностью готовы классы теоретического и производственного обучения, установлены автомобильные тренажеры и закуплены три оборудованных автомобиля с механической трансмиссией. В начале года планируют закупить еще один с автоматической коробкой передач. Проживание и питание планируют сделать бесплатным, вопрос о стоимости обучения пока открыт. Как рассказала "РГ" директор учреждения Людмила Щавинская, дело затягивается из-за трудностей с обустройством автодрома.

- Земля под автодром оформлена, деньги на его обустройство предусмотрены, - говорит она. - На проектно-сметную документацию выделяют 1,04 миллиона рублей. В этом году провести тендер уже не успеем. Сделаем это в начале следующего года.

Для того, чтобы начать обучение инвалидов пораньше, руководство центра договорилось об аренде автодрома с одной из местных автошкол.

- Сейчас занимаемся оформлением договора, - добавила Щавинская. - Согласовываем документы в ГИБДД. Очень хотелось бы в этом году начать обучение, но получится или нет - вопрос.

При этом в министерстве труда и социальной защиты республики заверили, что учеба водителей начнется в первом квартале 2018 года.

Комментарий

Александр Шувалов, председатель комитета по труду, социальной защите, здравоохранению и делам ветеранов:

- Ко мне по этому поводу обращались представители общественных организаций инвалидов. Люди не должны быть ограничены в возможности передвигаться. Госсовет будет оказывать содействие в решении проблемы. В частности, планируем обсудить с председателем регионального отделения ДОСААФ Андреем Поповым оборудование автомобилей ручным управлением в крупных городах на базе этой организации.

Кстати

Закон запрещает управлять легковым автомобилем только людям с серьезными нарушениями зрения, тяжелыми психическими заболеваниями, параличом или отсутствием верхних конечностей. Остальные могут водить машину с ручным управлением. В частности, это люди с проблемами опорно-двигательного аппарата (параличом, деформацией, укорочением и отсутствием ног, тяжелыми заболеваниями таза или позвоночника), а также ДЦП. На авто должен быть наклеен знак "Инвалид".

Контакты

Министерство труда и социальной защиты РК: г. Симферополь, ул. Крылова, 7. Тел.: (3652) 54-94-50.

Соцзащита Республика Крым Крым