Для пятилетней дочери Елены Шевелевой в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) прописана коляска с индивидуальными параметрами. У ребенка спинальная мышечная атрофия.
Елена обратилась в региональное отделение Фонда соцстрахования РФ по РК еще в октябре 2015 года, но до сих пор семья коляску не получила.
- Мне сказали, что в переходный период закупок не делали, но, когда наконец-то они состоялись, нам предложили стандартную коляску, - рассказывает Елена Шевелева. - По словам специалистов фонда, "максимально подходящую", но не такую, которая нам нужна. За это время мы отказались от трех колясок, потому что они не соответствуют в точности характеристикам, указанным в индивидуальной программе реабилитации.
Похожая проблема и у Ирины Сомовой.
- У нас тоже указана коляска с индивидуальными параметрами в ИПР, ребенок - инвалид на аппарате искусственной вентиляции легких, но фонд не может выдать нужной коляски, - говорит Ирина.
В крымском отделении фонда соцстрахования не отрицают, что с закупкой колясок с индивидуальными параметрами есть сложности. Дело, как часто бывает, в особенностях тендерной процедуры. Все характеристики и требования к закупаемым техсредствам реабилитации составляются на основании индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Если стандартный набор характеристик не устраивает человека по медицинским показаниям, специалисты МСЭ вправе указывать в индивидуальной программе реабилитации дополнительные параметры, - отмечает глава Фонда Виктория Потеряйко.
По заявкам формируется заказ, закупка средств реабилитации проходит в форме открытого тендерного конкурса.
- Нередко специалисты бюро МСЭ вносят в индивидуальную программу реабилитации инвалида такие параметры, которые описывают кресло-коляску, производимую только одним заводом, а это нарушение антимонопольного законодательства, - говорит Виктория Потеряйко.
Часто родители детей с ограниченными физическими возможностями ориентируются на какую-то конкретную модель коляски, а антимонопольное законодательство не разрешает прописывать конкретную модель или производителя в техзадании при проведении торгов.
Глава крымской ассоциации предпринимателей - инвалидов Иван Плохотниченко считает, что необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Закупки средств реабилитации должны производиться индивидуально, исходя из потребности инвалида, также необходимо разрешить подробно прописывать характеристики колясок в техническом задании, и чтобы это не считалась нарушением конкуренции.
Что касается ситуации Елены Шевелевой, то, по словам Виктории Потеряйко, Фонд направил запросы потенциальным поставщикам о возможности поставок колясок с техническими характеристиками в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка. Ответ пока не получили.
По словам сотрудников Фонда, нередко сложности с закупкой возникают из-за дополнительных опций, которыми могут быть укомплектованы средства реабилитации.
- Специалисты МСЭ могут указывать в индивидуальной программе реабилитации дополнительные параметры. Но мы не всегда с этими параметрами согласны, потому что, на наш взгляд, приставной столик или зонтик - избыточная характеристика, напрямую не связанная с реабилитацией, это дополнительные удобства, - пояснила начальник отдела социальных программ Фонда соцстрахования Светлана Артамонова.
И очень сложно найти производителей, которые делают коляски с такими опциями. А поскольку эти характеристики указаны в ИПР, то родители отказываются брать другие коляски.
Еще проблема - из-за санкций зарубежные производители не участвуют в торгах по поставкам технических средств реабилитации.
- Под наши параметры ни одна отечественная коляска не подойдет, нужна импортная, но купить такую нельзя - санкции, - сетует жительница Симферополя Александра.
Для многих родителей остается один выход - самим купить подходящую коляску. Они недешевые, могут стоить и до 500 тысяч рублей. Теоретически фонд может компенсировать ее стоимость при наличии кассово-товарного чека. На практике это непросто.
По закону размер компенсации за стандартное изделие ограничен стоимостью аналогичного в последнем проведенном тендере. То есть, если регион массово закупил их, например, по 40 тысяч за штуку, значит те, кто приобрел их самостоятельно, получат максимум 40 тысяч рублей компенсации. С колясками с индивидуальными параметрами другая история. Например, в случае с дочерью Елены Шевелевой, изделия с похожими характеристиками в Крыму не закупали.
- Мы будем искать последний исполненный контракт закупки именно с такими характеристиками по всей России, и размер компенсации будет равен стоимости похожего изделия, - говорит Виктория Потеряйко.
Тут есть один плюс - родители могут купить коляску иностранного производства.
По мнению главы крымской ассоциации предпринимателей-инвалидов Ивана Плохотниченко, улучшить ситуацию могло бы создание в республике производства средств реабилитации. Ассоциация готова вместе с брянским и подмосковным заводами реализовать этот проект. Но, несмотря на поручение главы республики о передаче ассоциации производственных помещений артели инвалидов, минимущества РК не торопится этого делать.
А родители не могут ждать, когда изменится законодательство или построят на полуострове завод. И надеются на помощь благотворительных фондов, меценатов и просто неравнодушных.
При получении кресла-коляски от поставщика нужно сразу проверить качество изделия: распаковать, изучить комплектацию и размеры. В случае, если техническое средство не подходит, вы в праве от него отказаться и не подписывать документ о приеме. Поставщик в свою очередь в кратчайшие сроки обязан заменить техническое средство реабилитации на необходимое.
Гарантийное обслуживание кресла-коляски в зависимости от вида - до 24 месяцев. Сроки использования: комнатная кресло-коляска - до 6 лет, прогулочная - до 4-х, коляска активного типа и с электроприводом - до 5 лет.
P.S.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе прокуратуры РК, периодически поступают жалобы от инвалидов по поводу сложностей с получением технических средств реабилитации. По обращениям граждан прокуратура Феодосии подала иски в суд на феодосийский филиал фонда соцстрахования, который отказывался выдавать направления на получение протезов двум местным жителям с ампутированными нижними конечностями.
Кроме этого, прокуратура города через суд обязала феодосийский филиал обеспечить детей-инвалидов креслами-колясками, корсетами, ходунками, слуховыми аппаратами.
Контакты
Фонд соцстрахования РФ по РК: г. Симферополь, ул. А. Невского, 17-а. Горячая линия: (3652) 66-71-26. Сайт: http://r82.fss.ru.