Для этого он предлагает отказаться от курса на заморозку реальных расходов бюджета, зарплат и пенсий, активнее использовать госдолг, резервы и нефтегазовые доходы. Схожей позиции придерживаются и многие другие члены ВЭО России.
Сергей Дмитриевич, как вы относитесь к легализации криптовалют? Банк России и минфин пока не нашли согласия по этому вопросу.
Сергей Бодрунов: Я считаю, что допустить оборот криптовалют, точнее, ввести его в правовое поле, необходимо. Обратите внимание, что все больше стран переходят от полного отрицания криптовалют к их осторожному регулированию.
Да, их анонимность и волатильность несут новые риски, но понятно, что невозможно остановить прогресс, как нельзя остановить реку, забрасывая ее песком, который набираешь лопатой. Вода пробьет новое русло.
Точно так же луддиты не смогли остановить в свое время прогресс в Англии, когда ломали станки. Цифровая революция - это мейнстрим нового технологического уклада, и чем скорее мы признаем, что новая виртуальная среда дополнила привычную нам экономическую реальность, тем лучше.
Вы считаете корректным сравнение криптовалют с финансовой пирамидой? Это объясняет, почему курс биткоина так быстро растет.
Сергей Бодрунов: Нет, это не пирамида. За технологиями распределенных реестров большое будущее, в том числе в финансовой сфере.
Нам важно не повторять собственных ошибок, а мы в свое время многое упустили в силу того, что жесткая, неповоротливая и строго централизованная система управления не позволяла ученым быстро двигаться вперед.
Как человек, который в 1970-1980 годы занимался распределенными технологиями, не могу не отметить, что блокчейн вообще-то зарождался именно в нашей стране. Правда, у нас это направление не получило развития из-за отсутствия нормальной экономической базы и необходимых других технологий.
И сейчас можно взять реванш?
Сергей Бодрунов: Сегодня российский софт занимает лидирующие позиции в мире, мы можем многое, и задача-минимум государства - не вставлять палки в колеса на старте нового технологического уклада. В советское время это отставание привело к тому, что плановая система хозяйства так и не была подкреплена точной системой учета и контроля. А если нет точных данных, то нарастают ошибки в планировании. Отсюда - приписки. Если система позволяет "рисовать" отчетность, если план "дутый", то потребности людей удовлетворить он не сможет. В результате - недовольство качеством жизни, коррупция, теневое предпринимательство, все это потихоньку подточило СССР.
"Цифра" может дать эффект только в быстро растущей экономике, а прогнозы говорят об обратном. В чем причина?
Сергей Бодрунов: Затянулась инвестиционная пауза. У частного бизнеса свободные деньги есть, и много, но они не находят применения. В нормальной ситуации деньги находятся в активах, но у нас привлекательных для вложений активов мало, более того, все больше становится активов токсичных.
Часть предприятий активно работает, но не требует инвестиций в расширение выпуска или модернизацию, потому что спрос не растет. Есть, конечно, люди, которые сели на "государственный поезд" - работают на крупных подрядах, но в госзаказе слишком много законодательных дыр, которые, с одной стороны, позволяют воровать сколько хочешь и ни за что не отвечать, с другой - порождают слишком много рисков для добросовестных компаний.
Поэтому многие бизнесмены продолжают по старинке держать деньги где-то на Западе, хотя и это уже гораздо труднее и рискованнее, чем в 90-е или 2000-е годы.
Какой выход?
Сергей Бодрунов: Понятно, что государство должно создавать более комфортные условия для бизнеса, снижать риски, работать над правоохранительной системой. И здесь многое делается, возьмите хотя бы рекордно низкую инфляцию, которая резко снизила неопределенность в экономике и дает надежду на снижение реальных ставок по кредитам.
Но еще нужен внутренний спрос, а для этого надо перестать экономить на бюджетниках и пенсионерах.
Кроме того, нужно наращивать бюджетные инвестиции в инфраструктуру цифровой экономики, в технологическое перевооружение промышленности для новой индустриализации, в строительство - все это имеет огромный мультипликативный эффект. Разрабатывать, если надо - и выкупать необходимые технологии. И еще больше поддерживать успех в сельском хозяйстве, чтобы полностью обеспечить свою продовольственную независимость.
Откуда взять на это деньги? Ведь бюджет, наоборот, в ближайшие годы будет сокращать реальные расходы.
Сергей Бодрунов: Мы считаем, что не стоит во что бы то ни стало стремиться свести дефицит бюджета к нулю, как это предлагает минфин. У нас безопасный уровень госдолга, поэтому, по нашим оценкам, в ближайшие три года мы можем позволить себе дефицит в размере до пяти процентов ВВП.
Значит, дополнительно тратить 4-5 триллионов рублей ежегодно? Звучит слишком радикально.
Сергей Бодрунов: Во-первых, по долговой нагрузке экономика все равно останется в "зеленой зоне". Во-вторых, любой предприниматель знает: чтобы получить прибыль, надо вложить деньги, рискнуть. Сам собой экономический рост не возникнет, нефть нам уже точно не поможет. Кажется, последние годы это уже полностью доказали. В-третьих, минфин, как ему и положено, чересчур консервативно подходит к оценке доходов, на которые мы можем рассчитывать, поэтому реальный объем облигаций федерального займа, которые надо будет дополнительно выпустить, окажется меньше.
Вы считаете, что бюджетное правило должно быть пересмотрено?
Сергей Бодрунов: Сейчас оно проектируется на уровне 40 долларов за баррель в ценах этого года. То есть все нефтегазовые доходы, полученные от более дорогой нефти, планируется откладывать в резервы. А разве они уже не избыточны? Золотовалютные резервы Банка России превышают сейчас 427 миллиардов долларов, и это без учета резервов правительства в Фонде национального благосостояния. На наш взгляд, достаточно гораздо меньшей суммы, чтобы покрыть возможные риски. Как минимум треть резервов должны не лежать мертвым грузом, а работать в экономике.
Поэтому мы считаем, что устойчивости бюджета ничего не будет угрожать, если цену отсечения установить в диапазоне 45-50 долларов за баррель. Когда есть такие запасы, как у нас, можно рискнуть сделать целевые инвестиции в приоритетные направления, даже несмотря на риск, что часть этих средств будет разворована или потрачена неэффективно. От этого ни одно государство в мире не застраховано.
Что еще вы предлагаете для технологического рывка?
Сергей Бодрунов: Переход к долгосрочным программам в экономике и среднесрочным индикативным планам, патернализм государства в отношении долгосрочных инвестиций в НИОКР и технологическое перевооружение, поддерживающее налогообложение и кредитование реального сектора, особенно высокотехнологичного, стимулирование развития промышленных отраслей и их инновационного потенциала.
Тогда мы сможем обеспечить новое качество роста. Ведь цифры ВВП уже не так важны, на самом деле в новой реальности они слабо отражают качество жизни. Простого количественного наращивания производства мало, речь идет о реиндустриализации на основе технологий передового технологического уклада.
11 ноября отмечается День экономиста, который приурочен к годовщине основания Вольного экономического общества. В этом году он еще практически совпал со столетием Февральской и Октябрьской революций. Великие потрясения навсегда остались в прошлом?
Сергей Бодрунов: Хочется верить, что того урока нам хватит надолго. Хотя определенные аналогии с тем, что произошло 100 лет назад, напрашиваются. Как и тогда, сейчас назрели реформы, растет число относительно бедных людей.
К счастью, сложился консенсус вокруг базовой идеи, которая способна объединить представителей разных взглядов - России нужна новая модель экономического развития, и ее основой должна стать социальная сфера и индустриально-технологическая компонента. Это нашло отражение во всех конкурирующих программах - Алексея Кудрина, министерства экономического развития, Столыпинского клуба.
В некоторых секторах нам удается удерживаться на передовом крае технологий, но по большинству направлений мы откатились назад. И если в ближайшее время не произойдет переход на новый уровень развития материального производства, который мы определяем как новое индустриальное общество второго поколения, стране грозит усиление социального напряжения. А нам давно пора сознательно уйти от темы выживания и начать жить - обычной, нормальной человеческой жизнью. Для этого люди в России должны нормально зарабатывать, а государство - обеспечивать социальные гарантии.
То есть поздравлять экономистов пока рано?
Сергей Бодрунов: Отчего же? Экономисты не могут нести ответственность за то, что у людей в кошельке. В одиночку им не под силу изменить ситуацию, на это способно только общество в целом. И потом, мы все-таки вышли из кризиса, ситуация более или менее стабильна. Поэтому я искренне поздравляю с Днем экономиста всех, чья деятельность так или иначе связана с экономикой, и желаю всем нам новых профессиональных достижений, интересных дискуссий, творческих открытий и успешной, плодотворной работы!
Уже 250 лет Вольное экономическое общество России издает признанные в научном сообществе "Труды ВЭО". Но времена меняются: новые технологии выводят на первый план и новые формы обсуждения проблем.
Этой книгой ВЭО России открывает серию "Беседы об экономике" - новый формат общения с читателями, который, как мы надеемся, будет востребован в следующие, быть может, 250 лет. Создатели считают, что подобное издание вполне может состояться, так как все собеседники - высококвалифицированные эксперты, темы - актуальные, а раскрытие - глубокое, представленное в интересной форме и современное.
Почему - беседы? Спор, дискуссия, поиск истины не менее, а иногда и более увлекательное дело, чем чтение уже изреченных истин. Такие живые беседы специалистов между собой на живые, актуальные темы могут быть важной формой научного поиска и, что не менее ценно, более популярными и доступными для широкого круга читателей.
В "Беседах" в компактном виде очерчены основные направления деятельности экономической общественности под эгидой ВЭО России. Одной из целей издательской группы было собрать воедино многие материалы, которые существуют "в разговорном жанре", чтобы донести их ценное содержание до читателя: это и дискуссии в Координационном клубе, и советы экспертов, и интервью СМИ, и беседы в телевизионных программах и радиоэфирах ВЭО России. Ведь многие идеи, которые потом обрамляются в предложения для правительства, органы исполнительной и законодательной власти, в другие серьезные документы, высказываются и в процессе этих бесед.
Редсовет призывает читателей писать предложения по поводу того, что можно улучшить в оформлении, выборе тем, подаче, даже типографском исполнении.
В обширном наследии Императорского Вольного экономического общества выбраны материалы о том, как решались сходные проблемы 100 и даже 200 лет назад, они впервые выводятся в широкий оборот и представляют серьезную ценность для историков экономики.
Беседы дополняются рекомендациями изданий из библиотеки ВЭО России и мнениями как российских, так и международных экспертов, высказанные вне бесед, но необходимые для их логического продолжения.
Сергей Бодрунов, главный редактор серии, президент ВЭО России