В начале 2017 года законопроект, накладывающий за нарушение нормы 2.7 Правил штраф в размере 5000 рублей уже был принят Госдумой в первом чтении. Ожидается, что второе чтение, которое состоится в конце ноября, закрепит эту санкцию в Кодексе об административных нарушениях в новой статье 12.38, однако и эта мера может оказаться не единственной.
"Опасное вождение" - это неоднократные действия водителя, связанные с нарушением правил дорожного движения, которые приводят к опасности для движения и влекут за собой угрозу гибели или ранения людей. Прежде всего это касается невыполнения требования уступить дорогу, перестроения при интенсивном движении, несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдения бокового интервала, резкого торможения и препятствования обгону. Как же будет оцениваться и караться "опасное вождение" после внесения в КоАП статьи 12.38?
Этот вопрос уже давно обсуждается в экспертной среде. Прошлой весной широкое обсуждение "опасного вождения" прошло в формате Открытого правительства, где в ходе публичных слушаний был сформирован ряд дополнений в ПДД, который реализовался 7 июня 2016 года в виде дополнения пункта 2.7 ПДД запретом на опасное вождение.
"Сейчас можно достаточно твердо утверждать, что общество понимает, что происходит на дорогах и как дорожное движение может быть опасно для жизни, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре, ссылаясь на результаты опросов, которые проводились на сайте ГИБДД. - За последние годы проделана большая социальная работа по разъяснению всех аспектов агрессивного вождения и это дает свои результаты. Общество против агрессивного вождения. В целом около 70% водителей высказались на сайте в поддержку введения определения опасного вождения в ПДД, и мы считаем, что ответственность, которая будет в ближайшем времени зафиксирована в КоАП, должна быть достаточной для того, чтобы у водителей с девиантным поведением не возникало даже желания выезжать на дорогу".
Однако вопрос наказания за опасное вождение до сих пор вызывает споры. Некоторые общественники полагают, что административного наказания для лихачей недостаточно. Такого мнения, например, придерживается редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов, который считает одобренный в первом чтении штраф за опасное вождение в размере 5 тыс. рублей "реформой ради реформы": "Опасное вождение в тех формулировках, которые даны в Правилах, это вождение когда есть угроза жизни или здоровью. Штраф пять тысяч рублей за такое нарушение - это реформа ради реформы. Наказание за серьезное нарушение должно тоже быть серьезным. Как минимум лишение прав. А может, и уголовная ответственность. Те нарушители, которые идут на такое нарушение, - спокойно заплатят штраф. Это их не остановит. И то только в том случае, если их поймают".
Отсутствие неотвратимости наказания или назначенное легкое наказание за "опасное вождение" ситуацию на дорогах не изменят, считает Сергей Смирнов. А вот председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на заседании по "опасному вождению" заявил, что идти по примеру Великобритании, где факт опасного вождения карается уголовной ответственностью вплоть до двух лет тюремного заключения, в России преждевременно: в Соединенном Королевстве эта практика оттачивалась годами. "Мы к такому пока точно не готовы", - резюмирует влиятельный эксперт.
В числе противников уголовной ответственности выступает и первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, который считает, что нужно как следует определиться по административной ответственности. "Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность", - говорит госслужащий.
Вариант "серьезной и жесткой" ответственности предложил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов. "Анализ транспортных происшествий показывает, что 80% случаев опасного вождения заканчиваются смертельным случаем. Поэтому мы считаем, что социальный аспект здесь крайне высокий, и те риски, которые создают эти нарушители, крайне высоки. Предлагаем наделить сотрудников ГИБДД правом на месте отнимать права на управление транспортным средством на срок не менее 6 месяцев. И второе. Необходимо увеличить штрафные санкции для водителя. И привязать размер штрафа к стоимости автомобиля. Определить эту стоимость достаточно просто: это либо через КАСКО, либо через те справочники, которыми пользуются таможенные органы".
Кроме проблемы наказания за опасное вождение Госдуме предстоит утвердить и доказательную базу, которая будет считаться легитимной при судебных разбирательствах. Министр связи РФ Николай Никифоров считает, что предлагаемое сегодня решение в виде видеофиксации не является надежным и не может полностью доказывать факт нарушения.
"С одной стороны, у нас на руках у жителей Российской Федерации около 60-70-ти видов различных смартфонов, которые представляют собой сложные вычислительные устройства и могут в высоком качестве снимать видео, обеспечивая геопозицию и гарантию того, что этот материал не был изменен. С другой стороны, есть большое количество разнообразных видеорегистраторов, установленных непосредственно в автомобилях, которые не обладают таким набором функций. Какие бы материалы не предоставлялись в судах, сотрудникам непосредственного управления ГИБДД в регионах придется отстаивать легитимность и юридическую доказательность той цифровой базы, которая была представлена в качестве по административному и тем более уголовному делам. Считаю, что на начальном этапе мы точно готовы использовать материалы там, где мы можем точно идентифицировать автора этого отправления, там, где мы можем однозначно идентифицировать место, где происходило данное нарушение - опасное вождение или конкретное нарушение правил дорожного движения, и можем гарантировать неизменность этих материалов. Сегодня мы полностью готовы это сделать на основе смартфонов. Но ответ на вопрос, сможем ли мы использовать все данные видеорегистраторов, уже для того, чтобы легитимно привлекать к ответственности, ответ, скорее, нет".
В качестве решения этой проблемы Никифоров предлагает разработать устройства с включением дополнительных функций, необходимых для регистрации правонарушений, однако Шувалов видит в этом возможность для монополизации рынка подобных устройств и советует упростить подход к этому вопросу. Кроме того, для упрощения понимания водителями самой формулировки "Опасного вождения" и вариантов влияния на нарушителей, Шувалов на Общественном обсуждении инициировал создание интернет-ресурса с видеозаписями примеров опасного вождения и приемом комментариев от граждан - опасноевождение.рф, и обратил внимание на опыт "народных инспекторов" Татарстана - пользователей системы "Народный инспектор", которая в 2016 году помогла властям региона наложить около 37000 штрафов на сумму 48,9 млн. рублей.
Запуск приложения "Народный инспектор" на территории Российской Федерации 5 октября обсудили на заседании Правительства. Большинство экспертов поддержали эту идею с оговоркой, что для корректной работы этой системы, нужно обеспечить соответствующую инфраструктуру. "Со стороны правительства планируется потратить за 3 года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учетом того, что "народный инспектор" будет, в том числе, помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства", - считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Планируется, что приложение заработает в полную силу через год, после соответствующей обкатки, которая сейчас проходит в Москве и Казани.
В ГИБДД считают, что благодаря гражданам, фиксирующим случаи опасного вождения, число автохамов на дороге сегодня снизилось, однако работу по формированию действенного закона нужно продолжать и на втором чтении законопроекта окончательно определить терминологию, штрафы и ответственность водителей, применяющих "опасное вождение".
"Мы с коллегами будем работать над этим и добиваться в дальнейшем того, чтобы инспектор ДПС мог применять новые положения КоАП правильно и без лишних конфликтов с участниками дорожного движения, - говорит начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Михаил Черников. - Но административное воздействие - лишь одна из составных частей профилактики. Самое главное, на мой взгляд, - убеждать участников дорожного движения, что они не одни на дороге и от их поведения зависит как собственная жизнь, так и жизни людей, которые их окружают".
Напомним, что с текстом законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение" и материалами к нему сейчас можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы РФ.
Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах".