14.11.2017 21:25
Культура

Юлия Лежнева: Духовная музыка приносит одухотворение любому

Юлия Лежнева даст сольный концерт в рамках культурного форума в Санкт-Петербурге
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (7424)
Одним из ярких событий программы Культурного форума, который 16 ноября начинает работу в Петербурге, станет сольный концерт сопрано Юлии Лежневой. 27-летняя "русская Чечилия Бартоли" - виртуоз, настоящая европейская звезда, редкая для России исполнительница барочной музыки. В день открытия форума в Академической капелле она выступит с барочным ансамблем La Voce Strumentale под руководством скрипача и контратенора Дмитрия Синьковского. Накануне Юлия Лежнева рассказала "РГ" о своем музыкальном опыте и мечтах.
Читать на сайте RG.RU

Вас воспринимают в Европе как абсолютное вокальное чудо - и вы часто там выступаете. Но вот в России вы бываете очень редко.

Юлия Лежнева: Да, но я все время ощущаю связь с Россией и всегда помню о том месте, где я родилась. Так получилось, что с тех пор как мы уехали из Южно-Сахалинска, а мне было тогда семь лет, я ни разу больше там не бывала. Но у меня какое-то святое, животрепещущее чувство к острову Сахалин. Двор, школа, мои друзья, песочница, походы в музыкальную школу - все это мне помнится. И к Москве я испытываю очень теплые чувства - как к родине моего профессионального становления. Именно в Москве, лет в шестнадцать, когда я училась на 2-3 курсах колледжа, я поняла, что пение - это что-то особенное. И, конечно, я помню свой любимый Лениногорск в Татарстане, откуда родом моя мама и куда я приезжала на летние каникулы каждый год.

Пианист-виртуоз Давид Фре сыграл Шопена и Шуберта

Вы говорили о своей мечте спеть в Южно-Сахалинске. Там готовы вас принять?

Юлия Лежнева: Конечно! Я очень надеюсь соединить это выступление со своим азиатским турне, ведь оттуда очень близко до Японии, где я выступала уже несколько раз (в прошлом году, например, в опере "Дон Жуан" Моцарта на гастролях Королевского театра Ковент-Гарден).

Вы сегодня владеете огромнейшим репертуаром западноевропейской духовной музыки. Но русскую духовную музыку не поете. Есть причина?

Юлия Лежнева: Я мечтаю это петь. Все духовное мне очень интересно. И я очень часто ловлю себя на мысли, что скучаю по временам своего первого европейского ангажемента, когда мне было восемнадцать лет и меня пригласил дирижер Марк Минковски. Благодаря Марку я попала и в Зальцбург. Признаюсь, мне было тогда еще очень некомфортно петь соло: чувствовалось, что сзади меня не стоит хор. В детстве я пела в хоре в московской школе им. А. Гречанинова в ансамбле "Лествица", под руководством Беллы Дерениковны Эбре. Именно там мы исполняли много русской духовной музыки: Бортнянского, Березовского и других.

Духовная музыка приносит одухотворение любому - как молитва

Что вам самой дает исполнение духовной музыки? Вы так ясно, светло, легко и идеально точно выпеваете латинские тексты.

Юлия Лежнева: Мне кажется, что не только духовная, но и любая академическая музыка способна одухотворять. Если даже вы не церковный, не очень верующий человек, через музыку все равно можно быть ближе к Богу. Мне с юных лет очень нравился Бах, и я нескончаемое количество раз переслушивала его записи, жила этим, у меня даже возникали видения. Мне было так хорошо, я чувствовала себя в этой музыке, как дома. И мне кажется, что духовная музыка приносит одухотворение любому - как молитва.

Когда певцы поют Верди, они имеют дело с хорошо известным материалом, и у них нет необходимости просиживать в архивах. А барочный певец постоянно имеет дело с новой информацией, с забытыми и неизвестными ариями. Да и не всякий критик напишет адекватную рецензию на барочную "премьеру".

Оркестр петербургской филармонии собрал аншлаги в Европе

Юлия Лежнева: Точно. Как интересно вы заметили. Что касается меня, то я действительно живу с ощущением, будто нахожусь на корабле и подо мною все зыбко - и это здорово, когда все постоянно меняется. Нет ощущения, что ты вдруг врылся в песок и ощутил устойчивость. Кроме того, существует огромная разница между большим симфоническим оркестром и оркестрами барочными. Старинную музыку каждый оркестр играет по-разному - и в силу разных инструментов самих по себе, и в силу разных техник (например, скрипичной - в Италии, Франции, Германии, России) - поэтому каждый раз получаются абсолютно разные исполнения. Я, например, очень счастлива, что приняла участие в "Реквиеме" Моцарта в исполнении Теодора Курентзиса. Это были потрясающие впечатления от репетиций, от невероятной продуманности, точности во фразировке, в нюансах - во всем, что касается музыки. Курентзис - это явление: очень харизматичный, сильный, волевой человек и художник. А какой хор musicAeterna, какие это замечательные люди - добрейшие, преданные, работающие с полной самоотдачей! У них невероятный руководитель Виталий Полонский. В каждом концерте этих артистов продумывается все, вплоть до стилизации одежды музыкантов, света в зале - все, что создает неповторимую атмосферу на концертах.

А планов выступить с маэстро Гергиевым пока нет?

Юлия Лежнева: Мы с Михаилом Антоненко, пианистом, дирижером и моим многолетним аккомпаниатором оказались в прошлом году на фестивале Менухина в Гштаде, где и познакомились с Валерием Гергиевым после его великолепного концерта. Я ничего особенного сказать ему не смогла, была просто счастлива его видеть. У меня бывает, когда я ничего не могу сказать, язык заплетается. Мне показалось, у Валерия Абисаловича удивительные, добрые, очень проникновенные глаза и глубокий взгляд. Очень надеюсь, что когда-нибудь у меня получится выступить с ним.

Классика Санкт-Петербург Северо-Запад