16.11.2017 09:52
Общество

Как инклюзивный театр в Казани помогает людям с инвалидностью

Инклюзивный театр в Казани помогает людям с инвалидностью поверить в себя
Текст:  Тимур Алимов (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №260 (7426)
За год с момента появления творческая студия "Э-моция" представила два спектакля. Всего в коллективе 18 человек, 13 из них с инвалидностью. Еще совсем недавно они и мечтать не могли о выступлении на сцене. А сегодня постигают актерское мастерство и репетируют новую постановку.
Читать на сайте RG.RU

Как первый в столице РТ инклюзивный театр покорил сотни зрителей, выяснял корреспондент "РГ".

Помогли "жемчужины"

Слово "Э-моция" не связано с чувствами, как может показаться на первый взгляд. Это производное от "энергия" и "движение" - то, чего участники проекта достигают, порой превозмогая себя. Да и сама студия развивается весьма энергично, притом что, по словам ее организатора Инессы Клюкиной, возникла довольно неожиданно.

Минтруд защитит пенсионеров и инвалидов от хамства и равнодушия

Еще несколько лет назад девушка не могла ходить. Теперь, после ряда сложных операций, она передвигается с помощью трости и лишь изредка пользуется инвалидной коляской. Как говорит Инесса, ей никогда не хотелось признавать себя человеком с ограниченными физическими возможностями, поэтому она старалась общаться только со здоровыми людьми. Во многом переломным для нее стал конкурс красоты среди женщин-инвалидов "Жемчужина Татарстана".

- Там я познакомилась с другими девушками, увидела, что они активные и успешные - каждая в своем деле. Поняла, что мне с ними нравится, и завязалась дружба. Параллельно я стала работать во дворце культуры "Юность", и директор поручил мне создать студию для занятий людей с инвалидностью. Над направлением долго думали. С "жемчужинами", подключившимися к делу, решили, что это будет творческая студия - одну субботу курсы вокала, другую - рисование песком, третью - еще что-нибудь. И как-то само собой получилось, что студия превратилась в театр. Я объяснить это не могу, но через пару недель после первой встречи мы стали готовить наш первый спектакль, а через три месяца показали его публике, - рассказала Инесса корреспонденту "РГ".

К проекту примкнули друзья и знакомые. Все ребята с физическими недугами - травмы, ДЦП. Люди совершенно разные - есть программист, заканчивающий университет юрист, одна девушка раньше работала бухгалтером, а после травмы и получения инвалидности выучилась на психолога.

Но каждую субботу они превращаются в артистов. При подготовке постановок авторы стараются сделать так, чтобы каждый актер сумел выразить себя в соответствии со своими способностями и особенностями. Например, если у человека ДЦП и он плохо говорит, его выступление больше связано с жестами.

Вне жанров

Авторами двух спектаклей стала Неля Суркина, она же на добровольных началах выступила в роли режиссера студии. По словам Инессы, первую постановку осуществили за восемь репетиций. В ее основу легла история семейной пары - участников проекта.

- Это был двадцатиминутный спектакль. У обоих супругов ДЦП, поэтому на сцене больше движений, чем слов. Реакция зрителей на него оказалась ошеломляющей. После премьеры мы дважды показывали спектакль на выезде - на инклюзивном фестивале и Дне города, где организовали площадку "Город открытых сердец", - рассказывает Инесса.

Вторая постановка родилась буквально за полчаса. Это история о маленькой девочке Лие, которая попадает в "Страну сломанных игрушек" в поисках своего потерянного плюшевого медвежонка. Малышка встречает обиженного на жестоких детей короля и Мальвину с обожженным лицом, а также ставшую ненужной из-за поломки индийскую принцессу, а еще одинокую, но радостную обезьянку и других персонажей, разделенных на два лагеря. Одни обозлены на своих бывших хозяев, другие не унывают в их нынешнем состоянии. Этот спектакль о принятии себя, о преодолении страхов и обид, о рождении доверия.

В России появились магазины с бесплатными продуктами для нуждающихся

- В нем есть несколько песен и танцев - своеобразный микс разных видов искусства. Вообще отнести наши спектакли к какому-то жанру сложно. Видимо, их нельзя вписать в определенные рамки. Отчасти это, конечно, продиктовано физическими возможностями актеров, - говорит Инесса.

Новый спектакль, который должен выйти в конце года, создается по истории французского автора, он основан на японской поэзии и танце буто. В студии постановку называют ломающей стереотипы, потому что актеры, нуждающиеся в колясках и костылях, выйдут на сцену без них.

Отбросили шаблоны

Все, что происходит с "Э-моцией" и вокруг нее, организатор студии называет чудом. И тому, говорит она, есть множество подтверждений.

- В сентябре появилась возможность провести интенсивные курсы по актерскому мастерству. Для них нам требовалось большое помещение. Я написала письма во многие организации, а потом вдруг решила позвонить в один из загородных лагерей. Его руководство быстро откликнулось и устроило нам бесплатное проживание, причем на длительный срок. За свой счет нужно было только организовать питание. Когда подбирали площадку для показа спектакля, я пришла к директору детской студии Театра кукол. Буквально после пары минут общения он ответил: "Давайте выберем число", - рассказала собеседница "РГ".

Еще был эпизод с обращением к первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Студии требовалась поддержка, чтобы оплатить приезд и проживание известного российского мультиинструменталиста Сергея Заславского.

- Он преподает игру на экзотическом инструменте - терменвоксе. Мне все вокруг говорили, что письмо Шаймиеву никто не прочтет и денег не дадут. В итоге все получилось. Не думаю, что люди откликаются из-за жалости к нам. Мне кажется, они понимают - проект благотворительный. Многое, наверное, получается еще и потому, что мы не боимся нового, у нас нет шаблонов, мы просто делаем шаги для развития, - уверена руководитель театра.

Без недопонимания, конечно, тоже не обходится. Инесса вспоминает, как перед выступлением на Дне города она представила чиновникам список технических требований. В их числе был, к примеру, пандус для подъема на сцену и туалет для людей с инвалидностью. Доступная среда здесь играла существенную роль не только для выступающих, но и для зрителей. В результате спектакль был показан на асфальте.

На Нижний Новгород взглянули глазами инвалида-колясочника

Студия держится во многом благодаря волонтерам. И с каждым показом их становится больше. Одни подходят и говорят, что могут делать прически, другие - качественный грим. Третьи предлагают помощь технического плана.

К слову, билеты на все выступления "Э-моции" распространяются безвозмездно. От этой особенности в инклюзивном театре вряд ли когда-нибудь откажутся.

- Платный вход на спектакль тоже своего рода препятствие. А наша миссия - снять всяческие барьеры. Конечно, мы нуждаемся в средствах, чтобы делать декорации и костюмы, ведь они должны быть качественными и современными. Для этого мы активно ищем спонсоров, - пояснила Инесса.

Обращение к Федору Бондарчуку

Как автор инклюзивного проекта Инесса Клюкина попала на Всемирный фестиваль молодежи, прошедший недавно в Сочи. Эту поездку девушка расценила как возможность знакомства с иностранцами, чтобы рассказать им о студии и попытаться договориться о сотрудничестве. Но из-за плотного графика фестивальных мероприятий сделать этого не удалось. Зато получилось представить "Э-моцию" режиссеру Федору Бондарчуку, и произошло это тоже случайно.

- Когда он вошел в зал, где проходила встреча, его тут же все окружили, желая сделать селфи. Я была чуть в стороне, на коляске, меня и видно, наверное, не было. Максимум, на что я надеялась, это передать Бондарчуку листок с описанием нашего проекта. Но в какой-то момент один из помощников буквально вручил мне микрофон, сказав, что вопрос будет последним. Я попросила Федора Сергеевича, чтобы кто-то из его команды приезжал на наши спектакли в качестве приглашенных звезд. Сказала прямо, что хочу этого для большего медиаэффекта от наших выступлений. Он ответил утвердительно, посоветовав поддерживать связь через одного из его продюсеров. Мы уже общаемся, - рассказала Инесса.

Артисты "Э-моции" мечтают участвовать в театральных фестивалях и не только инклюзивных.

В планах также создание большой команды для организации занятий, куда могли бы приходить дети вместе с родителями. Ну а сейчас участники проекта продолжают заниматься актерским мастерством.

- Нужно стремиться к качеству спектакля. "Не хочется, чтобы нам аплодировали только за то, что мы сумели выйти на сцену" - это своеобразный девиз студии.

Подробности о проекте "Э-моция" можно узнать на странице в соцсети ВКонтакте: www.vk.com/e_mociya.

Соцзащита Драматический театр Казань Волга-Кама