16.11.2017 12:02
Общество

В Омске создали клуб читающих бизнесменов

В Омске создали клуб читающих бизнесменов
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №259 (7425)
Благодаря Клубу читающих бизнесменов у омских предпринимателей появилась реальная возможность за год изучить 24 книги по экономике, финансам и эффективному менеджменту. О проекте в интервью корреспонденту "РГ" рассказал его автор, руководитель маркетингового агентства Евгения Климанова.
Читать на сайте RG.RU
Вышли новые книги: Театральный роман Бронзовой и триллер-драма Вагнер

Как родилась идея создать Клуб читающих бизнесменов?

Евгения Климанова: Я руковожу агентством, которое занимается маркетинговыми исследованиям. Нам очень важно поддерживать связь с представителями бизнеса, понимать, чем они дышат, держать руку на пульсе. Мы провели много конференций и форумов, потратили силы и средства, но из-за организационных хлопот поговорить с предпринимателями оказалось некогда. В итоге отказались от этой деятельности.

Спасительную мысль подсказала личная потребность: два года назад я поставила себе задачу - прочитать за год двадцать деловых книг. И с треском ее провалила, не одолев и половины. Если на художественную, детскую литературу, статьи еще можно было выкроить время, то на книги по экономике, финансам, эффективному менеджменту, требующие глубокого осмысления, - увы.

Сначала переживала, потом решила узнать, одна ли я такая неорганизованная. И семь из десяти бизнесменов в беседе со мной признали, что им тоже читать совершенно некогда. Так родилась мысль соединить приятное с полезным, организовав площадку, где можно мотивировать к деловому чтению.

В последнее время рынок заполонила некачественная бизнес-литература...

Евгения Климанова: Это, действительно, беда. Сейчас стать автором очень легко - были бы деньги. Прочитаешь половину "бестселлера" - вода водой. Результата никакого, а убитого, по сути, времени безумно жаль. Чтобы избавить себя от подобного "суррогата", мы с самого начала решили установить фильтр и читать только то, что будет рекомендовано участниками клуба. Для начала пригласили Виктора Шкуренко, который предложил беспроигрышную книгу "Бизнес в стиле фанк". Участниками чтения и обсуждения стали 25 человек. В следующий раз другой бизнесмен презентовал книгу "Сила воли", и людей пришло столько же. Появились интересные идеи - в частности, разработать фирменный стиль (это открытая книга в виде бабочки), оригинальные читательские билеты, благодарственные письма спикерам. В результате образовался клуб.

Вышли новые книги: "И это тоже пройдет" и "Мы же взрослые люди"

Получается читать двадцать четыре книги в год?

Евгения Климанова: Конечно. Собираемся раз в две недели, встреча длится два часа, из них двадцать-тридцать минут отдаем спикеру на представление книги, чтобы в дискуссии могли участвовать люди, которые ее не читали. Он подает содержание через призму своего опыта. Потом идет обсуждение. Очень интересная полемика разворачивается, когда читателям не понравилось произведение, либо они категорически не согласны с автором. Бурная дискуссия, например, разразилась вокруг книги Даниила Гранина "Эта странная жизнь".

Ее главный герой - до крайности организованный советский инженер - буквально поминутно планировал бюджет своего времени. Столько-то часов - книгам, столько-то - подготовке статей, научным работам, лекциям, и много чего в жизни успел сделать. Однако некоторые участники клуба посчитали, что у него не все дома: а где же счастье, вкус жизни? Оппоненты парировали: он был очень "организован", на все хватало времени. Даже театр успевал посещать раз в неделю. Вы ходите в театр пятьдесят раз в год? В результате спорный философский вопрос - "ты управляешь своим временем, или оно управляет тобой?" - участники перенесли в плоскость организации собственного бизнеса. Надо ли по минутам контролировать работу сотрудников, или у них должно быть время хотя бы на личное общение?

Когда в Америке только что выбрали президентом Дональда Трампа, мы взяли и его книгу - чтобы понять, что это за человек. Опыт бизнесмена, пережившего не одно банкротство, у которого даже эпатаж просчитан, оказался весьма любопытным.

Деловая литература подчас написана корявым языком и редко доставляет эстетическое удовольствие...

Евгения Климанова: Клуб как раз и дает возможность справиться с этой проблемой. Даже если речь идет об учебниках. Например, "отца менеджмента" Питера Друкера читать невероятно сложно, но надо. И вместе мы "продрались".

Впрочем, когда наступают каникулы, мы позволяем себе слегка расслабиться, читая фантастику и художественную литературу. Например, "Великого инквизитора" из "Братьев Карамазовых". Приглашали философа, говорили о нравственности, современных идеалах бизнеса. Смеялись, перечитывая "Незнайку на Луне" Носова. Удивлялись, сколько там маркетинга, и спорили - а надо ли это читать современным детям?

Помимо этого, устраивали выездные клубы, куда приглашали авторов - калининградского бизнесмена Олега Бармина с книгой "Я помню всех, кто мне не перезвонил", питерского писателя Виталия Антощенко с произведением "Ух ты, сервис!". Книга еще одного гостя из Санкт-Петербурга Дениса Букина "Развитие памяти по методикам спецслужб" вызвала недоумение молодых бизнесменов. Зачем засорять мозги, если есть Интернет и поисковые системы? Думаю, это хороший "пинок" нынешней системе образования, которая заставляет учить формулы, а не понимать их. Альтернативных школ крайне мало, но они есть. Например, созданная в Москве Школа открытий, где работают не формальные педагоги, а люди, которые по-настоящему любят русский язык, физику и химию. Благодаря им ученики каждый день что-то открывают - теорию относительности, законы Ньютона. Такой системе обучения поисковик - не конкурент. У омской молодежи - свой опыт. Она правильно ставит вопрос, и мы это обсуждали.

Все ли участники клуба - читающие бизнесмены?

Редкие книги тепрь доступны каждому

Евгения Климанова: Они разные. Одни действительно читают, другие только начали это делать, третьи приходят, чтобы послушать пересказ и поспорить. Книга - хороший повод собраться в компании, где говорят о том, что их беспокоит, ищут ответа на вопрос, как состояться в этом большом и противоречивом мире.

Предполагает ли "Клуб читающих бизнесменов" развитие?

Евгения Климанова: Мы существуем почти два года, и уже пора что-то менять. В ближайшее время соберем фокус-группу из постоянных участников, чтобы освежить устоявшийся формат. На группы клуба в соцсетях подписываются люди из разных городов России, читают вместе с нами анонсируемые книги. Действует партнерский клуб в Барнауле. На очереди - Кемерово, Алматы. Еще одна идея - создать сообщество читающих бизнесменов России, чтобы хотя бы раз в год встречаться с авторами самых выдающихся книг. Мы уже работаем в этом направлении.

Образ жизни Литература Омск Сибирь