23.11.2017 16:50
Культура

В галерее "На Шаболовке" представлили проект "Агитпоезда"

"Агитпоезд" прибыл в "На Шаболовку"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Столичный выпуск: №267 (7433)
"Агитпоезда" - новый проект Центра Авангарда и галереи "На Шаболовке", сделанный вместе с Центральным музеем современной истории России (ГЦМСИР), Российским историческим обществом, фондом "История Отечества".
Читать на сайте RG.RU

На первый взгляд, проект чисто исторический, открывающий заново еще одну страницу бурных послереволюционных лет. Прибытие агитпоезда в 1918-1923 годах в города и веси, куда дотягивались ниточки железной дороги, для многих жителей было событием, сравнимым разве что с "Прибытием почтового поезда" братьев Люмьер на бульвар Капуцинок в Париж 1896 года.

В "Ковчеге" открылась выставка Евгении Буравлевой "Скорость света"

Появление ярких, расписанных от паровоза до "хвоста" поездов оповещало о наступлении новой эпохи, нового искусства - и нового аттракциона. Правда, поначалу аттракцион выглядел старым знакомцем - то ли бродячим цирком, то ли гастролирующей труппой. И то, что зрителей на выставке "Агитпоезда" первым встречает Петрушка, кукла-марионетка, созданная для детского кукольного театра в 1920-х (просто копия итальянской куклы Пульчинелла из комедии дель арте!), не случайно.

На выставке можно прочесть удивительное признание Михаила Калинина, которое он сделал на заседании ВЦИК в октябре 1919-го, докладывая об итогах "поездок по РСФСР в поезде "Октябрьская Революция". Он и руководил этим агитпоездом, сделавшим 12 рейсов по разным маршрутам за два года. Суть признания в том, что поначалу ему "было немножко неловко, так как этот поезд своими разрисованными картинами слишком уже бросается в глаза", и он "думал, может быть, не совсем пристало-то представителям власти, ездить в таких поездах". Иначе говоря, впервые забираясь в этот разрисованный всеми цветами радуги поезд, будущий "всесоюзный староста" на миг ощутил себя то ли клоуном, то ли Петрушкой, вылезающим из-за ширмы веселить честной народ. Калинин уловил очень чутко, что паровозом для "агитпоезда" стал как раз ярмарочный, площадной театр, хорошо знакомый народу по прежней дореволюционной жизни. А к этому "паровозу" уже "цеплялись" лекции, митинги, раздача листовок и прочая агитация за новую власть.

Кончаловский: Все шедевры в истории человечества делались по заказу

На выставке можно увидеть редчайшие плакаты 1919 года, вроде первомайского "Мир хижинам, война дворцам", нарисованного вручную по трафаретам. В двух пересекающихся плоскостях - черной и белой с "отпечатком" молотка и кузнечных щипцов - явны следы знакомства с супрематическими построениями. На другом над лозунгом, воспевающим революционную дисциплину, парит аэроплан, вписанный в рамку. На третьем из красной звезды выглядывает улыбающийся персонаж в кепке и шарфе, над которым, как раешная частушка, звучало: "Пройдет лишь год: гляди, банкир - сияет новый красный мир". Шершавый язык плаката был всеядным, адаптируя под свои нужды лубок и театральную афишу, кубофутуризм и неоклассический стиль. По крайней мере, на плакате, призывавшем граждан хранить памятники искусства, появляется скульптура Клодта с Аничкова моста в Петербурге - явно с намеком на то, что для этого художника стихия революции - вроде вставшего на дыбы коня, которого надобно укротить.

Среди документов, карт, и "сводок ВЦИК" можно обнаружить внушительный список писателей и художников, расписывавших агитпоезда. Среди них были не только футуристы-лефовцы, но и сценографы МХТа и оперной студии Станиславского, кукольники и архитекторы, художники, прошедшие школу иконописных мастерских, и выпускники Строгановки и Академии художеств… Фактически они не просто расписывали поезда - создавали пространство-трансформер, функциональное и "волшебное" разом, которое могло стать кинозалом, читальней, рабочим кабинетом, детским театром, жильем и приемной комиссара, где от рассмотрения жалобы до суда пара шагов…

Михаил Пиотровский назвал главный критерий успеха музейной работы

На выставке смоделировано и пространство вагона, где патефон с рельефами на античные сюжеты на боках ящика уживается с документальной хроникой гражданской войны и речами Льва Троцкого, которые можно послушать в наушниках… А на книжных стендах поэма "Возмездие" Блока соседствует с "Путешествиями на планеты" Я.Перельмана, книжкой о Песталоцци и брошюркой, рассказывающей, как сделать муку из капусты и корней лопуха… И первое, что вспоминаешь, вступая в этот "агитпоезд", - не "Наш паровоз, вперед лети!", а тотальную инсталляцию "Красный вагон" Ильи Кабакова, впервые показанную в 1991 году в Дюссельдорфе, а сейчас находящуюся в Эрмитаже, в залах Главного штаба. Как Ларионов, Ле-Дантю, Зданевич открыли в начале ХХ века художественный потенциал вывески и лубка для нового искусства, так Кабаков обнаружил выразительность и целостность формы повседневного "агитпропа", открыв за наскоро раскрашенными стенами вагонов - жесткость мультимедийной структуры и щемящий мир больших надежд на лучшую жизнь и иллюзий, увы, утраченных.

Лозунг "Пройдет лишь год: гляди, банкир, - сияет новый красный мир" звучит как частушка

Возможно, поэтому проект "Агитпоезда" (куратор Александра Селиванова) далеко выходит за рамки чисто исторического, оставляя пространство для воспоминаний о будущем - прежде всего искусства. Заставляя вспомнить и "Красный вагон" Ильи Кабакова, и недавний саунд-перформанс Гектора Саморы и Александра Жемчужникова "Неразрушающий контроль", сыгранный на 13-тонных локомотивных тележках во время 4-й Уральской индустриальной биеннале, и даже спектакль Театра марионеток Резо Габриадзе "Рамона" - о любви двух паровозов… Словом, дает шанс подумать о необычайных приключениях паровозов и поездов в искусстве.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Арт Москва Столица