Фильмов о нем снято немало. Только за последние два года на экраны вышли "Черчилль" (Churchill) Джонатана Теплицки, сериал "Корона" (The Crown) о жизни и правлении ныне царствующей королевы Елизаветы II, где его фигура также не была обойдена вниманием. И вот, совсем скоро, 18 января следующего года, отечественного зрителя ждет новая кинолента, повествующая об одном судьбоносном событии в жизни политика, разменявшего к тому моменту седьмой десяток и вряд ли предполагавшего, что его звездный час - впереди. Речь идет о фильме Джо Райта "Темные времена" (The Darkest Hour), в котором снялись Гэри Олдман, Кристин Скотт Томас, Лили Джеймс и многие другие.
События весны 1940 года со всей очевидностью обнажили беспомощность кабинета Артура Невилла Чемберлена, да и другие кандидатуры на пост главы кабинета министров, приемлемые с точки зрения британского истеблишмента, не горели желанием остаться в истории в позорнейшей из ролей, в назидание и проклятье грядущих поколений - ведь именно в таком незавидном свете представало тогда премьерство, во всякое другое время считавшееся исключительной честью, удачей и личным достижением.
Черчиллю, представителю старого поколения, много повидавшему на своем веку, в силу одного возраста и опыта (что, впрочем, не мешало авантюризму и безрассудству, приличествующему каждому заядлому карточному игроку), удалось многое из того, что никогда бы не было позволено его младшим современникам. Фраза "Мы без войны потерпели поражение" смотрелась бы откровенным вызовом в устах других. "Я не могу предложить ничего, кроме крови, тягот, слез и пота", - о таких очевидных и малоприятных вещах в стране иносказаний и изощренного языкового этикета также редко заявлялось во всеуслышание. "Победа, победа любой ценой, какой бы длинной и тягостной не оказалась дорога к ней", - беспрецедентное по своей безапелляционности заявление, ставшее за прошедшие годы легендарным, навсегда вписало в анналы мировой истории Великобританию как одну из главных сил, противостоявших гитлеровской Германии во времена Второй мировой, хотя ее фактический вклад в победу очевидно несоразмерен выспренности этих слов.
Черчилль мастерски сотворил легенду о победе и геройстве британского военного участия, причем задолго до собственно победы, в самом начале раздумий о необходимости предпринимать какие-либо действия, что изобличает в нем политика, на многие десятилетия опередившего свое время. Эпоха, в которой заявления и их эмоциональный заряд гораздо важнее фактов, наступит после его смерти, но особенности человеческой психики, воспринимающей информацию массового характера, ему были известны удивительно хорошо.
Создается впечатление, что Джо Райт, режиссер "Темных времен", решил высветить именно этот аспект в своем произведении, сам он заявляет, что его работа - прежде всего о личности Уинстона Черчилля, об умении взять на себя роль лидера и достойно нести эту ношу на протяжении нескольких лет, о сопутствующих тому сомнениях и о преодолении препятствий, что в итоге стало и личной, и национальной победой.
Гэри Олдман, сыгравший Черчилля в "Темных временах", говорит о том, что то, как один человек смог бросить вызов самому воплощению зла, поражает воображение и бесконечно изумляет. Кристин Скотт Томас, исполнившая роль супруги британского премьер-министра, безмерно удивлена тому, как этому человеку удалось вселить в подданных короны патриотизм, пробудить храбрость и раздуть пламя гордости за свое отечество. А Лили Джеймс подчеркивает, что события, разворачивающиеся на первых минутах фильма, создают ощущение полной неуверенности: совершенно не ясно, кто принимает решения и каков будет исход происходящего.
Так, по иронии судьбы, именно Черчилль, в глазах людей последующих поколений, остался "секретом, завёрнутым в загадку и укрытым непроницаемой тайной".