Духоподъемным развлечением для детей младшего школьного возраста станет "Рождество в Свингене" (Jul i Svingen) 2006 года выпуска, в котором рассказывается о том, что происходит в жизни маленьких обитателей Свингена перед зимними праздниками: они украшают елку, разыскивают клады, знакомятся с семьей, только что переехавшей на новое место жительства по соседству, празднуют День святой Люсии, идут в поход и делают многое другое. Кроме того, ребята обсуждают многие повседневные проблемы и находят ответы на мучающие их вопросы о смысле праздников, семейных ценностей и дружбы. Среди прочего, некоторые из героев предпринимают первые самостоятельные шаги в жизни - будь то создание театральной труппы, что требует умения договариваться и выслушивать разные точки зрения, или попытка восстать против родителей. Путем проб и ошибок дети учатся понимать на собственном опыте, что общепринятые правила, набившие оскомину, имеют вполне конкретный смысл и достаточно разумны.
Совместить приятное с полезным можно при просмотре "Большого эксперимента" (Det Store Eksperimentet), где волшебное новогоднее повествование тесно переплетается с суровой реальностью. Главными героями "эксперимента" становятся мальчик и девочка, победители научной олимпиады, выигравшие главный приз - аудиенцию с профессором Примусом. Однако, познакомившись с детьми и оценив по достоинству их способности, она лишается покоя и просто умирает от зависти. Поэтому она решает запереть детей в собственной лаборатории. Но пленники не собираются сдаваться и в каждом эпизоде находят все новые хитроумные способы применить им известные знания из области точных и естественных наук, чтобы вырваться на свободу и успеть домой до Рождества.
Среди старых добрых фильмов, на которых выросло не одно поколение норвежцев, в сетке вещания вновь прочно заняло свое место "Рождество на улице Сапожников" (Jul i Skomakergata), а также "Рождество Амалии" (Amalies jul), о которых "Кинократия" рассказывала в позапрошлом году.
Не меньшую ностальгию может вызвать юмористический адвент-календарь "Трактир "Золотой хвост" (Vertshuset den gyldne hale), впервые показанный в 1989 году. Помимо вполне милой безыскусной истории привлекает внимание следующее обстоятельство: все актеры не только играют, но и дублируют свои реплики на норвежском жестовом языке, причем без всякого ущерба для динамики происходящего. И по сегодняшним временам такое произведение смотрится весьма непривычно, а если принять внимание, что с момента его создания прошло почти тридцать лет, невозможно не восхититься выглядящими крайне современными усилиями государства по созданию доступной среды для различных групп населения не только такими дополнительными средствами, как сурдоперевод, но и с помощью включения элементов культуры глухих и слабослышащих в общий контекст. А это также, несомненно, способствует просвещению всего населения.
Из зарубежных адвент-календарей в этом году в Норвегии транслируется шведская "История Сельмы" (Selmas saga), по каким-то таинственным причинам получившая иное прокатное название по другую сторону границы - "История Эмблы" (Emblas saga). Эта рождественская история, впервые показанная в прошлом году у себя на родине, получила очень высокую оценку кинокритиков, назвавших "Историю Сельмы" одним из самых запоминающихся произведений этого жанра. По сюжету девочка Сельма, живущая в условном начале двадцатого века в бедной семье, желает только одного - вытащить свою семью из нищеты. И в один прекрасный день она встречает рождественского гнома, помощника Деда Мороза. Она отправляется с ним в далекое путешествие, напоминающее чем-то события приключенческого романа Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней" с одной единственной целью - встретиться лицом к лицу с тем, кто в состоянии ей помочь.
Еще одним подарком из ближайшего зарубежья стал датский адвент-календарь "Путешествие во времени" (Tidsrejsen), впервые показанный на государственном канале DR в 2014 году, также снискавший положительные отзывы зрительской аудитории. И снова в центре повествования девочка, сильно переживающая за своих близких. Родители вполне современной 13-летнией Софи в разводе, но она очень хочет, чтобы семья воссоединилась в полном составе на Рождество. Вполне кстати она получает подарок от своего дедушки - машину времени, с помощью которой можно вернуться назад и изменить ход событий.
Что касается взрослой аудитории, ей предстоит в очередной раз наслаждаться комедийными скетчами, объединенными под англо-норвежским названием The Julekalender, впервые порадовавшими зрителей в далеком 1994-м году, а заодно его менее удачным продолжением Julefergå. По формату и содержанию к нему примыкает "Рождественский календарь Асбьёрна" (Asbjørns julekalender) позапрошлого года выпуска, представляющий собой юмористическое ток-шоу.
Это чудесное время года также ознаменуется показом криминальной драмы с большой долей черного юмора "Рождество на кровавой горе" (Jul i Blodfjell), чье название содержит отсылку к еще одному старому адвент-календарю - "Рождеству на синей горе" (Jul i Blåfjell). В новой картине, которая стала одним из самых дорогостоящих проектов на норвежском телевидении, события разворачиваются в полузаброшенном, но некогда видавшем лучшую жизнь отеле под названием "Кровавая гора", затерянного где-то посреди снежных вершин многочисленных горных хребтов этой страны. Некто Конрад Сут, самодур, сторонник домостроя и баснословно богатый старик рассылает своим родственникам письма о том, что с нетерпением ждет их в своей резиденции, чтобы определиться с порядком наследования имущества после его кончины. Всего к моменту начала основного действия собирается 24 человека (среди них - какая-то датская родственница, которой капитально досталось от создателей сериала). Пока члены семейства знакомятся, происходит первое убийство. Несчастной жертвой становится поверенный Конрада. И далее в каждом эпизоде землю трагическим образом покидает один участник встречи, что достаточно быстро существенно сужает круг наследников и увеличивает сумму, приходящуюся на каждого, оставшегося в живых.