Он умел это делать. Умел сосуществовать в актерской среде абсолютно бесконфликтно - среди его ближайших друзей и коллег не найдется ни одного человека, кто был в состоянии с ним поссориться. Феноменальная способность человека, успевшего прожить 81 год… "Мне кажется, что он никогда не говорил "нет", поскольку был абсолютно доброжелателен ко всем людям, которые его окружали и с которыми он работал. Я не видела его в унынии, оно совсем не шло ему", - рассказывала Вера Алентова. "Невероятной теплоты актер. Он удивительно относился к партнерам. Казалось бы, такой знаменитый, но нет - он всех воспринимал очень радушно. Я никогда не видел его в плохом настроении, не слышал от него ни единого худого слова", - вспоминал Борис Щербаков. Он умел поражать в актерской среде "величием простодушия" и "магической силой добросердечия", как писал о нем Михаил Швыдкой: "Сцена - не место для злых людей. Вся жизнь Михаила Державина - убедительное тому подтверждение".
"Он линял от всяких конфликтов, - отзывался о друге Александр Ширвиндт. - Его жизнь - антиконфликтная. Мужской дуэт - это сейчас редкость, а раньше было очень распространено: Тимошенко и Березин, Миров и Новицкий, Рудаков и Лавров, Шуров и Рыкунин... Эстрадных дуэтов была масса. У них была необыкновенная популярность и востребованность. А внутри этих коллективов взаимоотношения были, как правило, невыносимыми. Потому что творческие люди, круглые сутки нос к носу, ссоры, семьи из-за этого разваливались... А мы с Державиным этого счастливо избежали".
Державин умел дружить - с Ширвиндтом, например, по сцене и по жизни они прошли вместе более семидесяти лет - с детства, со времен домашних спектаклей. Отец Державина - Михаил Степанович - был одним из ведущих актеров Вахтанговского театра. В доме, специально построенном на Арбате в 1937 году для артистов, в гостях у родителей собирались уникальные люди: Рубен Симонов, Анатолий Горюнов, Николай Охлопков, Виктор Кольцов, Цецилия Мансурова - еще молодые, но уже легендарные. За пианино сидел сам Рихтер... Державин остался предан Арбату, где родился, как своей малой Родине. "Меня всегда вела по жизни судьба, - считал он. - В моем доме проживали актеры, которые одно время один за другим играли то Ворошилова, то Сталина, то Ленина. Домой возвращались порой в гриме. А я сидел на балконе и смотрел: "Вот идет товарищ Ворошилов. А вот Буденный…". И в один из дней я переехал на улицу Грановского к своей бывшей уже супруге, дочери Семена Буденного Ниночке. Так я сам стал жить среди настоящих вождей и каждый день видел вживую тех, кого изображали мои соседи актеры. Чаще всего, конечно, я лицезрел Семена Михайловича Буденного"…
Он умел со своими женами сохранять прекрасные отношения, умел боготворить свою жену и музу - Роксану Бабаян - и умел быть верен одному театру: в Театре сатиры Михаил Державин служил 50 лет, где сыграл множество незабываемых ролей: Скалозуб в "Горе от ума", Епиходов в "Вишневом саде", Бобчинский в "Ревизоре", Виктор Викторович в "Самоубийце", Тартюф, генерал в спектакле "Швейк, или Гимн идиотизму"...
Своей профессии он тоже умел быть верен: Державин один из немногих известных на всю страну людей, кому удалось в новом экономическом времени не стать режиссером, продюсером, чьим-нибудь художественным руководителем, каким-нибудь почетным председателем… Он умел не поддаться соблазнам "использовать" свое лицо. Хотя умел быть и знаменитым, но всегда делал это красиво. Народная слава пришли к Державину после того, как на советские телеэкраны вышел фильм "Трое в лодке, не считая собаки".
А роль пана ведущего в "Кабачке 13 стульев" стала одной из самых ярких в его карьере и сделала его известным абсолютно всем телезрителям СССР. "Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции и стиля. Для большинства зрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом", - объяснял секрет бешеной популярности "Кабачка" Михаил Державин.
К октябрю 1980 года, когда из-за обострения политической ситуации советская передача с польским акцентом закрылась, за тринадцать лет Михаил Державин снялся более чем в ста сериях "Кабачка". От них осталась всенародная любовь, передающаяся из поколения в поколение, и звание заслуженного деятеля искусств Польши. И еще слова из песни его пана Ведущего: "Закрыт, закрыт "Кабачок", но мы верим, что наше веселье мы взяли с собой…"
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"