О том, что в ближайшее время украинские власти не смогут рассчитывать на получение очередного транша из программы макрофинансовой помощи (одобрена в 2015 году, общая сумма - 1,8 миллиарда евро - прим. "РГ"), заявил глава представительства ЕС на Украине Хьюг Мингарелли в эфире "Украинского радио". И назвать это новостью для Киева сложно: представители Еврокомиссии (ЕК) еще в начале декабря констатировали, что, несмотря на некий прогресс в реформах, украинские правительство и парламент так и не выполнили все условия Европы - общим числом 21, и потому финансовые институты ЕС "не в состоянии перечислить последний транш". Посол ЕС таким образом всего лишь в очередной раз повторил уже озвученную позицию Брюсселя, которая, в свою очередь, совпадает с новой линией поведения Международного валютного фонда (МВФ) по отношению к Украине: мониторинговая миссия фонда, от выводов которой зависит выделение очередного миллиарда, прибытия которой на Украину ожидали в декабре, так и не приехала, а сотрудничество фонда с украинскими властями поставлено на паузу. На сегодняшний день из 17,1 миллиарда долларов, обещанных МВФ в 2014 году, Киев получил менее половины, а последний транш в миллиард долларов был предоставлен в апреле прошлого года.
При этом слова Мингарелли звучат контрапунктом к заявлениям президента Порошенко и министра финансов Украины, которые не перестают анонсировать новый "амбициозный проект макрофинансовой помощи" от ЕС, рассчитанный на два года, общим объемом в те же 1,8 миллиарда евро. Последний раз Порошенко обещал украинцам, что деньги обязательно будут, незадолго до ухода на новогодние каникулы.
При этом все выдвигаемые ЕС в адрес Киева условия и претензии сегодня акцентируются на единственной проблеме: всепоглощающей коррупции, совладать с которой Порошенко и компания не могут или не хотят. На фоне коррупционных скандалов ЕС даже отложил в долгий ящик требование об открытии рынка земли на Украине (на последней сессии Верховная Рада вновь продлила мораторий на продажу земли сельхозназначения - прим. "РГ"). И в этом есть определенная логика: в Брюсселе опасаются, что к моменту начала оптовой продажи украинского чернозема весь он так или иначе окажется в собственности украинских властных коррупционеров и олигархов.
Единственным средством подчинения Киева правилам европейского общежития на западе считают создание специализированного антикоррупционного суда, о чем уже не по одному разу заявляли высокопоставленные представители Вашингтона и Брюсселя, и чего в первую очередь требовали участники протестных акций, организованных Михаилом Саакашвили. В очередной раз о том же сказал и Мингарелли: "Мы, прежде всего, должны укрепить созданные антикоррупционные органы: Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предупреждению коррупции и другие, а также срочно нужно, чтобы заработал Антикоррупционный суд, о чем очень долго говорит и на чем настаивает Венецианская комиссия".
При этом у США и Европы, помимо дипломатических подзатыльников, остается еще одно средство давления на киевскую верхушку: заметно, что с начала года в западных СМИ увеличилось количество угрожающих для официального Киева публикаций, посвященных проблеме местной коррупции. Вчера же огромный резонанс получило исследование телеканала "Аль-Джазира", в котором президент Украины и генеральный прокурор уличаются в попытке вывести за границу 1,5 миллиарда долларов из так называемых "денег Януковича".