Создается впечатление, что у вас особые отношения с Россией. У вас есть российские корни?
Армандо Иануччи: Нет, но российская история для меня источник потрясений. Еще я фанат русской классической музыки. Люблю Шостаковича, знаю об его судьбе.
Но музыки Шостаковича в вашем фильме нет...
Армандо Иануччи: В фильме оригинальная музыка, но композитор вдохновлялся именно Шостаковичем. Кстати, первый варинат монтажа я делал именно под записи Шостаковича.
Откуда у вас столь подробная информация о России сталинского времени? Что вы читали и смотрели?
Армандо Иануччи: Не очень много. Смотрел "Утомленные солнцем", разные голливудские работы - на предмет того, чего нужно избегать, рассказывая историю о Сталине. Какое-то время мы провели в Москве - осмотрели Кремль, дачу Сталина, квартиры в домах тех времен, чтобы воссоздать правильно интерьеры.
Что вдохновило вас на создание фильма? Неужели комиксы?
Армандо Иануччи: Это была французская графическая новелла, права на которую приобрел продюсер. Он и предложил мне снять фильм. Я в то время работал нал сериалом "Вице-президент" (Veep) в Америке, но продюсер пообещал подождать меня. Познакомившись с материалом, я нашел его замечательным - сразу же увлекся этой обстановкой всеобщей паранойи: как люди боятся друг друга и говорят исключительно "правильными" формулами. И какими они обмениваются взглядами. И вообще - как ведут себя те, кто приближен к власти.
Смотря ваш фильм, я вспоминала картины о Цезаре, о Людовике XIV: когда умирает тиран, люди в разных странах ведут себя одинаково.
Армандо Иануччи: Да, очень похоже: приближенные к трону всегда начинают войну друг с другом. Так было и во времена Александра Македонского. Мы снимали фильм летом 2016 года и начали показывать его в 2017-м. Дональд Трамп к тому времени уже стал президентом, и первые зрители меня спрашивали: "Это о нем, да?" Но когда мы снимали, Трамп еще не выиграл выборы; фильм не о нем, а о любом правителе, кто считает себя сильным лидером и при ком люди боятся говорить то, что думают.
Как проходил кастинг?
Армандо Иануччи: Я начал с Берии, в роли которого видел только театрального британского актера Саймона Рассела. Нужен был кто-то на контрасте для роли Хрущева: я выбрал Стива Бушеми. Он может быть и смешным клоуном, и ужасающим диктатором. Нам нужно было показать преображение Хрущева - от молодого и неопытного, никем всерьез не воспринимаемого, до человека, который управляет всем.
В картине все герои - клоуны. И действие словно в цирке происходит.
Армандо Иануччи: Да, так и есть. Зловещий цирк.
Пианистка, героиня Ольги Куриленко, это реальный персонаж?
Армандо Иануччи: Прототип - великая пианистка Мария Юдина. История со спешной записью моцартовского концерта специально для Сталина подлинная. Героиня - чистая и хрупкая, но со стальным стержнем внутри.
Вы сняли несколько сцен в Москве. Должна признаться, я узнавала современную Москву, не ту, что была в сталинскую эпоху.
Армандо Иануччи: Мы сняли несколько планов в Москве, но немного, в основном на Красной площади. А Лубянку и еще несколько планов Москвы 50-х - в Киеве. Когда мы были в Москве, я много фотографировал улицы, старые здания, и это очень помогло, потому что позднее в Лондоне, где снималась большая часть фильма, мы воссоздавали все это.
Вы обладаете большой внутренней свободой. Я не могу представить себе русского режиссера, который бы снял подобную сатиру о тех временах.
Армандо Иануччи: Мне говорили то же самое, когда я делал сериал "Вице-президент": нужен кто-то извне, чтобы мог посмотреть на происходящее со стороны. Вблизи трудно увидеть картину целиком.
Фильм "Смерть Сталина" в российском прокате с 25 января.
Фотогалерея: кадры из фильма "Смерть Сталина"