Платеж не удался
Сегодня офисы многих страховых компаний непривычно тихи. Их не осаждают нервные толпы пришедших за "автогражданкой" владельцев авто, и это поначалу несказанно радует: надо же, порядок-то навели. Как навели - выясняется через минуту.
- Мы оформляем ОСАГО только в электронном виде, - огорошивает менеджер. И добавляет: - А если вы хотите подать заявление в офисе, проверка документов займет до 30 дней. Вот вам бланк заявления: если что-то не получится с Е-ОСАГО, заполните его и приходите…
Условия, конечно, изумили: при оформлении предыдущего полиса в той же уважаемой и известной компании проверка заняла семь дней (что тоже было аномально долго по сравнению с другими страховщиками), а ныне она растянулась еще в четыре раза. "Таково требование Гражданского кодекса", - любезно объяснила девушка-менеджер.
Что ж, в электронном виде, так в электронном. Рассчитывая справиться с задачей за полчаса, выхожу на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА), нахожу свою компанию, регистрируюсь в личном кабинете, получаю информацию о сумме, в которую мне "автогражданка" обойдется… На этом "история успеха" обрывается. Оформление собственно Е-полиса и дальнейшее заполнение предложенной формы заканчивается ничем: система оповещает, что в базе РСА ни моих, ни моей машины данных нет, очень долго проверяет присланные сканы документов, сообщает, что проверка прошла успешно, но в итоге выдает: оформление Е-ОСАГО невозможно. Без объяснения причин. И так множество раз.
Страхователю-неудачнику предлагается перейти на сайт другого страховщика, процедура повторяется, сканы в десятый раз проверяются, и однажды дело даже доходит до оплаты. Сердце буквально трепещет в ожидании долгожданной развязки. Увы! На мониторе выплывает: "Ваш платеж не удался. Вы можете вернуться к заполнению данных или повторить попытку оплаты". Много раз делала и первое, и второе - бесполезно.
В итоге с заполненным бумажным заявлением и множеством вопросов отправляюсь в офис. При напоминании о том, что проверка займет до 30 дней, заявляю, что проконсультировалась в Банке России, где такую практику назвали неправомерной. Тут же выясняется, что в системе все мои данные проверены, стоимость полиса рассчитана, и я получаю вожделенный документ в течение 15 минут.
- 30-дневная проверка документов по ОСАГО абсолютно неправомерна, - еще раз подтверждает заместитель управляющего отделением по Ярославской области ГУ Банка России в ЦФО Евгений Ефремов. - Есть железное правило: если человек пришел и у него есть заявление и все необходимые документы - удостоверение личности, водительское удостоверение, паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства, диагностическая карта, - договор ОСАГО с ним должны заключить "здесь и сейчас". Страховщики ссылаются на Гражданский кодекс, на понятие публичного договора, который предусматривает 30-дневный акцепт оферты (согласие на заключение договора. - Прим. авт.). Но ситуации с ОСАГО это не касается: это уже сложившаяся практика, и при предоставлении документов страховщик обязан заключить договор в день обращения.
Технические маневры
Как считает Евгений Ефремов, заявление страховщиков об оформлении полисов только в электронном виде тоже всего лишь уловка, потому что если у компании есть офис, а в нем работают сотрудники, имеющие полномочия для выдачи полисов ОСАГО, то эта услуга должна оказываться там, где клиенту удобно.
- Это все способы уклонения от оформления полисов ОСАГО. Это все от лукавого, - говорит представитель Банка России. - К сожалению, людей легко ввести в заблуждение, потому что они часто обладают фрагментарной информацией.
Специалисты вынуждены признать: страховщики по-прежнему не слишком рады пришедшим к ним клиентам с "автогражданкой". До появления Е-ОСАГО это выражалось в навязывании дополнительных услуг. С выходом процесса в Интернет, очевидно, выражается в каких-то технических маневрах. Например, для кого-то серьезным препятствием может стать даже введенная с начала года в процедуру оформления Е-ОСАГО "капча" (компьютерный тест): если она будет содержать буквы, которые одинаково выглядят в латинском и кириллическом алфавитах, расшифровать ребус не для всех будет легко.
Сами страховщики на условиях анонимности признают: конечно, их интересуют клиенты не с одним полисом ОСАГО, а еще с каким-нибудь, а лучше с несколькими, потому что тогда даже выплаты в случае ДТП будут погашены общей маржинальностью. ОСАГО в чистом виде - во многих регионах продукт со слабым маржинальным ресурсом. Если в обеих столицах с обязательным автострахованием проблем нет, оно выгодно, то, например, в части областей ЦФО, где очень большую долю страхового рынка в свое время занимала одна компания, которая выплачивала неадекватно маленькие компенсации по страховым случаям, страховщики часто работают в ноль или даже в минус. Потому что неуважение к клиентам аукнулось появлением такого неприятного явления, как "автоюризм": люди побежали в суды доказывать свою правоту, и для определенного количества защитников это сегодня стало настоящим бизнесом, а по сути - боями без правил. Ярославская область пока не относится к так называемым токсичным регионам (как, например, Ивановская), где автоюристы законными, а чаще незаконными способами оставляют страховщиков без денег, но она балансирует на грани.
Согласно отчету Российского союза автостраховщиков за 2016 год доля ОСАГО в совокупной страховой премии (то есть поступившим платежам) по всем видам страхования была равна 19,9 процента. При этом страховые выплаты по ОСАГО в общем "котле" составили уже 34,1 процента.
Без полисов
К сожалению, прохладное отношение страховщиков к ОСАГО привело к тому, что люди начали привыкать жить без этого обязательного документа, подвергая и свое, и чужое имущество серьезным рискам. Если виновником ДТП окажется человек без полиса, возмещения ущерба с него придется требовать через суд. За отсутствие ОСАГО виновный расплатится личным имуществом, а пострадавший - нервами, временем и, скорее всего, ремонтом авто за свой счет, потому что судебная тяжба и процесс взыскивания долга часто затягиваются. То есть внакладе останутся все.
- Я вообще не собираюсь ничего оформлять, - признался ярославец Игорь. - Я пытался, не получилось, буду ездить так. Штраф за отсутствие полиса - 800 рублей, если его заплатить в течение 20 дней - половина этой суммы. Ну сколько раз меня остановят? Раз или два, ну три. Получится гораздо дешевле, чем оформление страховки.
В управлении ГИБДД по Ярославской области рассказали, что в 2017 году сотрудники ДПС оформили в регионе 33209 протоколов по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ за езду без полиса ОСАГО. В 2016 году таких нарушений было 19334. Подтверждает тревожную тенденцию и статистика РСА. В 2016 году на 57,1 миллиона автомобилей в России приходилось 39,1 миллиона полисов ОСАГО. Такого соотношения не было еще никогда. К сожалению, данных за 2017 год пока нет.
- Проблема в том, что из десяти водителей четверо сегодня ездят без полисов, - говорит председатель комитета по финансовым рынкам Ярославской торгово-промышленной палаты Марина Позднякова. - А из шести оставшихся как минимум два человека наверняка имеют фальшивые полисы, часто об этом даже не подозревая. Потому что, когда появились сложности, люди начали искать более легкие пути. И сколько автовладельцев купили Е-полисы непонятно у кого, мы вообще не знаем. Например, оформлял человек страховку на официальном сайте компании, что-то у него не получилось. И вдруг во всплывающем окне на мониторе ему предложили оформить полис в другом месте - легко и быстро. Он перешел по ссылке, без проблем оформил документ, перечислил требуемую сумму и ездит, совершенно уверенный в том, что его страховка легитимна. И только после ДТП человек, к ужасу своему, узнает, что его полиса нет в базе РСА.
Например, со слов юристов страховых компаний, в одном из райцентров Ярославской области по фальшивым полисам ездил даже общественный транспорт. Потому что автотранспортники не могли купить страховки легальным путем. "Выручил" некий гражданин, который штамповал фальшивые полисы ОСАГО и диагностические карты… Обман вскрылся, как водится, после ДТП - в 2017 году.
В отделении Банка России по Ярославской области ГУ Банка России и в комитете по финансовым рынкам ЯрТПП автовладельцам советуют быть активнее, сообщать о неправомерных действиях страховщиков регулятору - Банку России. Для чего записать беседу с менеджером страховой компании на диктофон или видео. Достаточно будет и просто показаний свидетелей. Все возникающие сложности при оформлении Е-ОСАГО тоже зафиксировать. После чего написать заявление в местное отделение Банка России, прикрепив к нему собранные доказательства. Тогда страховщика, обязанного оформлять полисы ОСАГО, можно будет привлечь к административной ответственности, а это штраф до 500 тысяч рублей.