Журчат ручьи
Региональное управление Рос-природнадзора завершило административное расследование, инициированное активистами Общероссийского народного фронта (ОНФ). Последними пожаловались жители поселка Сахзаводского Ливенского района. Там расположено предприятие по переработке сахарной свеклы. Отходы производства сбрасывают в реку Быстрая Сосна. Законом это разрешено, но строго регламентировано. Во-первых, организация обязана получить лицензию так называемого водопользователя. Без разрешения сброс сточных вод в реки и ручьи запрещен. Во-вторых, необходимо установить специальное очистное оборудование и построить коммуникации - грубо говоря, трубопровод, по которому стоки доходят до водоема, не соприкасаясь с почвой.
Как показало расследование, в Сахзаводском нормы законодательства были нарушены. Кстати, исток реки Быстрая Сосна находится на территории Ливенского района, но протекает она по Липецкой области. Это правый приток Дона. Поэтому к жалобе отнеслись со всей серьезностью. По словам местных жителей, ручей из отходов много лет бежал просто по грунту.
- Неприятный запах от стоков распространяется на несколько километров, - уверяет эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов. - А местные власти словно и не замечают, что река загрязняется.
В 2017 году завод построил трубопровод. Однако участок длиной 80 метров остался под открытым небом. Загрязненная вода бежит между домами и хозпостройками, огибает стадион. В любое время года над ней клубится едкий зловонный пар. Местные охотно фотографируются на фоне отнюдь не природного явления. Снимки нетрудно найти в соцсетях.
- Проблема неблагоприятного воздействия на водоемы предприятий, не имеющих очистных сооружений и сбрасывающих в реки канализационные и промышленные стоки, стоит очень остро, - считает прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - Добиваться устранения нарушений приходится в судебном порядке.
Предприятия штрафуют, выдают предписания. Но без суда понудить их установить очистные сооружения почти невозможно. Ведь это дополнительные расходы, а еще и волокита - с оформлением той же лицензии. Многим проще и дешевле заплатить штраф. Но если есть решение суда, то штрафом не отделаешься. За неисполнение предусмотрена уголовная ответственность, чего директора побаиваются.
Однако проблема в Сахзаводском решается по традиционному сценарию. Росприроднадзор привлек руководство завода к административной ответственности. А прокуратура подала иск и потребовала обязать предприятие получить разрешение на право пользования водным объектом и проложить трубопровод на участке, где, выражаясь казенным языком, "сброс воды осуществляется на рельеф местности".
Вопиющая безответственность
Случайно или нет, но 2017-й, который официально был провозглашен Годом экологии, изобиловал нарушениями. В области не раз фиксировались факты загрязнения водоемов и земель сельхозназначения отходами производства, как правило, сахарных и спиртзаводов. Не обошлось и без материального ущерба.
Так, в августе широкий общественный резонанс вызвал мор рыбы в реке Лисице на территории Мценского района. Сотрудники нескольких ведомств провели совместное расследование. Были отобраны образцы воды и погибшей рыбы. Источников загрязнения оказалось два - отходы в реку попали с полей фильтрации сахарного комбината и с навозными стоками соседней агрофирмы.
- Этот случай можно назвать вопиющей безответственностью, - говорит Иван Полуэктов. - Только после обращения в суд был возмещен ущерб в размере свыше 100 тысяч рублей.
Кроме того, на 13 тысяч рублей оштрафовали инженера-гидротехника агрофирмы. Его наказали за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и норм охраны водных объектов. Эти статьи включены в КоАП РФ и предусматривают ответственность должностных и юридических лиц. Фирме еще повезло, что штраф наложили на работника.
- Согласно сообщениям о загрязнении отходами реки Любовшы проводится проверка, - продолжает Иван Полуэктов. - Проходят лабораторные исследования. Ждем заключения экспертов.
Порой приходится судиться за пределами региона. Так, в Урицком районе был зафиксирован факт сброса производственных и хозяйственно-бытовых вод в ручей Хмелевка. Он входит в состав Окского бассейнового округа. Нарушителем признали фабрику, производящую мясо птицы, головная фирма которой зарегистрирована в Тульской области. Там и пришлось подавать иск.
- Проверка показала, что сооружения фабрики не обеспечивают эффективность очистки сточных вод до установленных нормативов, - рассказала межрайонный природоохранный прокурор Ирина Булгакова. - То есть они не способны в полной мере выполнять функции обеззараживания.
На фабрике знали, что стоки не отвечают нормам. Однако ничего не сделали для улучшения очистки. Анализ подтвердил, что содержание вредных и опасных микропримесей значительно превышает допустимые концентрации. Предельные значения, кстати, указываются в разрешении на право пользования водным объектом. Поэтому ссылка на незнание судами всегда отметается.
Прокуратура выдала фабрике представление, и на предприятии даже что-то проделали с очистными сооружениями. Но повторная проверка показала, что чище стоки не стали. Пришлось идти в суд, и тот обязал фабрику "обеспечить соблюдение условий водопользования путем очистки и обезвреживания сточных вод". Только после этого началась установка новых очистных.
Нарушения выявляют и в областном центре. Прошлым летом горожан напугал цвет реки Орлик - вода окрасилась в ядовитый оранжевый цвет. Виновника помогли найти эксперты. Им оказался муниципальный водоканал, который при промывке сетей сбросил стоки с повышенным содержанием железа. За все ответил главный инженер, которого оштрафовали согласно статье 8.13 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных объектов).
С риском для жизни
Специалисты говорят, что водные ресурсы - один из самых уязвимых компонентов окружающей среды. В Орловской области насчитывается свыше двух тысяч рек. Здесь формируется поверхностный сток бассейнов Волги, Дона и Десны, а также аккумулируются подземные воды Московского артезианского бассейна. Поэтому надзор в пределах региона важен и для других субъектов РФ.
- Основные загрязнители поверхностных вод - предприятия ЖКХ, сельского хозяйства и промышленные объекты, - говорит Ирина Булгакова. - Но надо подчеркнуть, что ресурсы поверхностных водоемов в питьевом водоснабжении не используются.
Это важно, поскольку периодически возникающие скандалы с загрязнениями рек и мором рыбы вызывают обоснованные опасения. Вдруг зараза попадет в водопровод? Специалисты всякий раз спешат успокоить. В Орловской области водоснабжение на 100 процентов происходит за счет подземных вод. Это позволяет защитить питьевую воду от так называемых негативных факторов внешней среды.
- Контроль ведется в 282 точках наблюдений за источниками водоснабжения и разводящей сети и охватывает 80 процентов населения, - рассказал глава регуправления Роспотребнадзора Александр Румянцев. - В минувшем году неудовлетворительные микробиологические показатели не регистрировались.
Согласно его словам, улучшились и санитарно-химические показатели качества питьевой воды. Количество неудовлетворительных проб сократилось с 13,9 процента в 2016 году до 9,6 в 2017-м. Однако мониторинг также показал, что многие предприятия добывают воду без лицензий, хотя они необходимы. С точки зрения закона подземная вода - это недра. Но раз нет лицензии - нет и обязательных охранных зон. Это порождает риск попадания в источники питьевого водоснабжения стоков с тех же карт фильтрации и обычных полей. К счастью, подобные случаи в регионе не фиксировались. Чтобы они не происходили, прокуратура использует все меры. Но споры обычно решаются аналогично тому, как это происходит в случае незаконного сброса сточных вод.
- Успешно применяется практика предъявления исков об организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземных источников водоснабжения и соблюдении режима их использования, - пояснила Ирина Булгакова. - За последние два года в суды было подано и удовлетворено свыше 30 таких заявлений.
Так, в Новодеревеньковском районе было выявлено 60 разведочно-эксплуатационных скважин, воду из которых добывали с грубыми нарушениями закона. Причем делали это муниципальные коммунальщики. Ни на одном из источников не были созданы ЗСО. Предприятие занялось этим только после того, как проиграло суд.
В прокуратуре говорят, что список нарушений при добыче вод и сбросе стоков достаточно велик. На предприятиях не ведут учет либо ведут его неаккуратно, не оформляют лицензии, не отчитываются перед контролирующими ведомствами, не отслеживают качество воды. Увы, нередко все это выясняется лишь после очередного мора рыбы.