Спуститесь в подвал
Сейчас развивающие и образовательные центры как для детей, так и для взрослых растут в Белгороде словно грибы после дождя. Там, где еще совсем недавно пестрела вывеска "Аренда", появляется баннер с приглашением подготовиться ко всем школьным экзаменам, вместе взятым, выучить иностранные языки за баснословно короткие сроки, улучшить память, получить навыки скорочтения. Если все это вам не подходит - идите на курсы шитья, флористики, макияжа. Навыки, которые обещают привить в разного рода "центрах", - могут быть как безгранично широки, так и четко ограничены. И в этом потоке информации легко растеряться, особенно когда цены разнятся.
- Да, я преподаю косоплетение, - ответили корреспонденту "РГ" на звонок по объявлению. - Могу научить вас делать такие прически… Повторить никто не сможет. Только на урок, пожалуйста, приходите с кем-то, у кого длинные волосы. Цена за два занятия - две тысячи рублей.
Девушка-преподаватель потом рассказала, что сама уже "окупила" собственное обучение этому искусству: но, не делая прически, а как раз делясь навыком с новыми ученицами.
Возможностей для развития становится все больше. Заняться йогой можно буквально на каждом шагу, правда в качестве преподавателей зачастую выступают те, кто знает буквально пару асан, а сами занятия проходят в не очень приспособленных для этого местах.
- Приходите, конечно, стоимость 150 рублей час, - приветливое приглашение, но оставило неприятный "осадок". - У нас такие цены, потому что занимаемся в полуподвале. Не всем подходит. Но группа у нас маленькая - в зале не так много места.
На вопросы о сертификатах, лицензиях и вообще документальном подтверждении качества предлагаемых услуг многие предприниматели от образования стараются отвечать обтекаемо: мол, конечно, наши преподаватели - настоящие профессионалы. Но есть и те, кто сразу пытается завершить телефонный разговор: не верите - ну ищите дальше, а нам еще позвонят.
Между тем лицензированным центрам, которые много лет оказывают услуги дополнительного образования, в таких условиях становится все сложнее работать.
Три слова для передачи
Первое, о чем говорят владельцы авторитетных развивающих школ, - это повальное преподавание иностранных языков. Каких только нет в ассортименте: японский, китайский, испанский - и все занятия с преподавателями-носителями.
- Но, как правило, работает либо преподаватель, либо носитель, - с улыбкой говорит эксперт по дополнительному образованию Татьяна Гнилицкая, в прошлом руководившая частным центром в Белгороде. - Приведу такой пример: китайскому обучали изначально в городе только в научной библиотеке да у нас. И то - проверить своих преподавателей я сама не могла - я же не знаю китайский. Но одна моя сотрудница приехала в Белгород из Хабаровска, другая из Благовещенска, ясно, что с носителями эти люди уж точно общались. Обеих я направила в авторитетный языковой центр, чтобы они там прошли аттестацию и получили подтверждение своих навыков. После я заставляла их поговорить с китайцами - студентами наших вузов. И те потом признавались на ломаном русском: мол, да, знают язык девчонки. После занятий с китайцами разговаривали уже наши ученики: результат был виден. И тут я смотрю - объявление: курсы китайского. Оказывается, преподавателем там стал студент, который сам изучал этот язык три месяца. То есть он выучил три слова и ими же делится с другими. Еще есть случаи, когда самих иностранцев зовут преподавать, мол, а какая разница - ну математик человек, но он же говорит на языке. И цены, конечно, ставят пониже.
Эксперты отмечают, что, выбирая языковые курсы, надо проанализировать все: и стаж работы - как преподавателей, так и самой фирмы, и обстановку, и наличие лицензии, и отзывы. Все это - своего рода гарантия успешного обучения. Иначе легко попасть не в языковую школу, а всего-навсего в "клуб любителей" такого-то языка. Возможно, перекинуться парой фраз с иностранцем после таких занятий человек и сможет, но для большего придется искать настоящих преподавателей и лицензированную фирму.
Драмкружок,
кружок по фото…
Стремление большинства родителей развивать детей буквально с пеленок породило множество центров.
- Реклама психологов, врачей и педагогов, работающих над этим "ранним развитием" уже вызывает комплекс неполноценности у некоторых мам, - рассуждает белгородка Елена Лукина, воспитывающая двоих детей. - Мне знакомая даже как-то сказала, что сейчас "никуда не водить" - просто нереально. Ребенок будет отставать. Я промолчала, ведь нам всегда хватало обычного садика.
И все же многие родители спешат записать ребенка "хоть куда-нибудь". Предприниматель Елена Качура - в прошлом преподаватель вуза, открывшая в городе больше десятилетия назад "Центр родительской культуры", - отмечает, что новые фирмы, конечно, забирают часть потенциальных клиентов.
- Когда мы только начинали работать, все, конечно, было по-другому: тогда люди просто не умели даже видимость создать похожести на нас, - говорит она. - Но теперь все изменилось, и по ряду программ детки до нас просто не доходят. Но в целом я не могу сказать, что мы теряем клиентов. Ведь появляются новые направления, и сами родители - когда начинают уже вдумчиво и внимательно смотреть на услуги - в результате выбирают нас.
Однако, как отмечают авторитетные участники рынка, важно не бросаться в крайности. Образовательных программ - множество: кто-то, позиционируя себя, говорит о педагогике Монтессори, кто-то - внедряет ментальную арифметику.
- В этом потоке важно оставаться самими собой, - делает вывод Елена Качура. - У нас уже коллектив сложился, и вот некоторые - очень популярные - направления мы не будем внедрять у себя: педагоги их просто не признают. Они считают, что это ниже их достоинства. И я с ними согласна. Это вопрос не финансовый совершенно.
Впрочем, как показывает практика, старожилы этого рынка, для которых одним из главных качеств уже давно стала репутация, остаются на плаву, несмотря на кризисы.
- Тут важно понять, что порой вот такие частные школы - это единственный выход, - поясняет Татьяна Гнилицкая. - У нас был мальчик, который занимался математикой четыре года. Мы встречали его каждый день после школы, и преподаватель все же добилась того, что он ГИА сдал на четверку. И его мама всех нас благодарила. А на самом-то деле что произошло? От ребенка просто все отказались: мол, он и ведет себя плохо, и не учится, и такой-сякой… Какой учитель захочет с ним заниматься? О каких дополнительных занятиях может идти речь? А у нас преподаватель будет - он в этом заинтересован в том числе и материально.