13.02.2018 21:52
Культура

Пермский оперный театр представил в Москве авангардную музыку

Пермский оперный театр представил в Москве авангардную музыку
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (7495)
Визит Пермской оперы с Теодором Курентзисом в Москву на "Золотую маску" обернулся недельным штурмом столицы современным искусством. Кроме представленных в конкурсе прокофьевского балета "Золушка" с новым либретто и хореографией Алексея Мирошиченко и радикальной оперы Cantos Алексея Сюмака на стихи Эзры Паунда (для солирующей скрипки, хора и ударных) в Большом зале консерватории прозвучала программа музыкального авангарда ХХ-ХХI веков, а в Hyundai motor studio на Новом Арбате состоялась "Лаборатория современного зрителя".
Читать на сайте RG.RU

Рискованной по сложности оказалась программа ночного концерта Курентзиса и мusicAeterna в Большом зале консерватории, где подряд звучали российские и московские премьеры авангардных партитур - марианские антифоны для смешанного хора и ударных "Salve Regina" крымского композитора, живущего в Вене, Алексея Ретинского, "Cloud Ground" - концерт для скрипки с оркестром берлинца Сергея Невского и монументальное "Coro" для 40 голосов и 44 инструментов Лучано Берио. И хотя Курентзис сопровождал каждое сочинение собственной устной преамбулой, погружая публику в тонкие материи духовных энергий и звуковых экспериментов, и даже пригласил музыканта оркестра продемонстрировать "инструментальную” среду "Cloud Ground", где с тканью симфонического оркестра сливались звоны граненых стаканов и скрежет пенопласта по стеклу, не вся публика оказалась готова выдержать трехчасовой марафон партитур авангарда. Во втором отделении концерта зал опустел почти наполовину. Между тем, факт исполнения такой программы, уже звучавшей в европейском туре мusicAeterna, - событие для Москвы.

И было бы странным, если бы Курентзис, исполняя эту музыку, не нашел бы, как он выразился, в своих речах - "нитку", которая тянулась бы через все эти партитуры, проступая стежками общих идей.

В Мариинке показали премьеру оперы Гайдна "Необитаемый остров"

Суть он почувствовал в негативной, разрушительной энергии современного мира с его звуками милитаризма, неслышанием пения ангелов, хаосом техногенной цивилизации, подавляющей голос человеческого существа.

В "Salve Regina" ("Радуйся, Царица”) Ретинского звучал абсолютно волшебный по звуку григорианский хоралл - гимн Богородице, взрывающийся под жесткими ударами перкуссии тревожными "птичьими” перекличками сопрано, раздававшихся с боковых балконов зала. Трели эти постоянно обрывались в "зияющую” тишину и снова прорастали хоралом - граундом вечности.

В "Cloud Ground" Невского (солистка Елена Ревич, для которой и был написан этот концерт) Курентзис воссоздавал какую-то абсолютно фантасмагорическую картину мира. Здесь "память” культуры (непрерывно повторяющийся барочный граунд) искажалась жесткими накатами перкуссии, резкими "вспышками” в оркестре, жутковатым скрежетами по стеклу, пенопласту, наслаиваясь все новыми и новыми звуковыми пластами и все время возвращаясь назад - к старинной барочной формуле. Солирующая скрипка на пределе возможностей инструмента противостояла агрессивной звуковой среде, и эта экзистенциальная борьба миров не прекращалась до последнего звука.

Свою "антологию” Курентзис завершил амбициозным сочинением Берио "Coro", написанным в 1977 году, но впервые только сейчас прозвучавшим в Москве в исполнении хора и оркестра мusicAeterna. Эта партитура в 50 минут необычно сочетает 40 голосов и 44 инструмента, которые звучат не отдельными блоками, а слиты в оркестре: певцы сидят рядом с оркестрантами у пультов.

Поэтический текст "Coro" составил сам Берио, собрав многоязычный коллаж из песен разных стран, - от Индии, Полинезии до племени Сиу. "Ниткой" коллажа - бесконечно повторяющаяся строка из Пабло Неруды ("Место жизни - Земля") - "Выходи на улицу, и ты увидишь, что она залита кровью", определившая жесткий звуковой континуум сочинения. У Курентзиса это грандиозная фреска обрела масштабы универсального мифа: его погружение в текстуры и слои музыки открывало и языческую часть "Coro", ее ламенто и скорбь, песни любви, страшные речевки "фурий" - и одновременно создавало абсолютно "дегуманизированное" звуковое пространство, жесткое, взрывное, налитое агрессивной разрушительной динамикой. Образ мира, в котором существует современное человечество.

Классика Пермь Пермский край