Для краевого центра это, можно сказать, тенденция. А началось все несколько лет назад, когда журналисты краевых СМИ дважды сыграли в краевом театре музыкальной комедии спектакль "Коварство и любовь. Не по Шиллеру". Оба раза был аншлаг. По пути журналистов пошли местные предприниматели - их тоже ждал зрительский успех. В итоге родился проект "Большая сцена", в котором лицедействуют непрофессионалы, а в качестве режиссеров выступают молодые актеры барнаульских театров.
Устали от реальности?
Впрочем, краевая столица не впервые переживает подобный бум. По данным заместителя председателя Алтайского отделения Союза театральных деятелей Ольги Казаковцевой, в 1921 году в Барнауле было зарегистрировано 44 любительские труппы. Тот всплеск творческой активности горожан вполне объясним - практически завершилась Гражданская война, старый мир разрушался, строился новый, будущее рисовалось прекрасным, и в воздухе витал аромат свободы, в том числе и творческой.
Второй всплеск произошел в конце 1970 - 1980-х, и связан он с расцветом студенческих театров. В Алтайском госуниверситете театры создавались чуть ли не на каждом факультете - молодежи было душно в атмосфере всеобщего "одобрям-с!". Обозначить свою позицию можно было лишь со сцены, хотя бы иносказательно, как это сделала, к примеру, в 1984-м историко-филологическая студия "Альтернатива" в спектакле "Апокрифы" по Карелу Чапеку. Зрители увидели неожиданных по тем временам персонажей - Понтия Пилата, Лазаря, Марфу с Марией.
Но почему это происходит сегодня, когда Интернет дает массу возможностей для самовыражения? Психологи из Алтайского филиала РАНХиГС выделяют несколько причин театрального бума. Первая связана с усталостью людей от тотального пресса масс-медиа и желанием отвернуться от реальности, которую им навязывают. Вторая обусловлена наступившим "веком раскрепощения". Умеешь петь или нет - выходи смело на сцену, в мутном потоке попсы всегда найдутся "однодневки", которые споют еще хуже. Научился танцевать или кататься на коньках - вперед, в проект, ты уже "звезда". Хочешь найти в себе актерские таланты? Почему нет? Да и чисто с практической точки зрения, овладеть азами лицедейства не лишне. Но главная, пожалуй, причина заключается в борьбе за собственное "я". Сцена влечет либо очень уверенных в себе людей, либо крайне неуверенных.
- Мы живем в век бизнес-отношений, когда люди закрываются панцирем даже от своих близких. Театр дает возможность приоткрыть эту защиту. Режиссер Александр Савин дает нам возможность стать более открытыми миру. На сцене ты чувствуешь, как возникает особенная связь со зрителями, как рождается энергия добра, терпимости и созидания, - считает актриса "Первого крепостного театра" Ольга Ришко.
Еще одну особенность самодеятельного театра указала Ольга Казаковцева:
- Моя подруга-психолог организовала в Барнауле свой театр и говорит, что сцена оказывает терапевтический эффект, - пояснила Казаковцева. - И теперь все ее пациенты играют в сценах на мифологические темы, тексты которых она сама написала в стихах.
Объединяющая сила
В отличие от советской эпохи, в нынешних самодеятельных театрах почти нет работников бюджетных организаций. Зато много тех, кто работает сам на себя, - предприниматели, юристы, дилеры, представители творческих профессий. Есть даже директор зоопарка. Так, в спектакле "Дюжина ножей в спину революции" Ленина играет директор агентства недвижимости, Троцкого - финансист, дочь камергера - директор строительной фирмы, офицера-"золотопогонника" - художник, рабочего - инженер-химик, дворянку - директор турцентра, обывательницу - практикующий психолог, гувернантку - директор фирмы, торгующей фейерверками и салютами.
- Это люди разного возраста, разных профессий и даже разных жизненных позиций, - говорит создатель "Первого крепостного театра", актер Молодежного театра драмы Александр Савин. - Но театр их объединил в одно целое.
Савин несколько лет режиссировал спектакли любителей в проекте "Большая сцена". С энтузиастами, попавшими в его группу, он поставил несколько любительских спектаклей по Шукшину, Островскому, Алексею Толстого. Проект закончился, но были те, кто захотел работать дальше. Труппа из десяти человек собирается на крошечной без привычных кулис и занавеса сцене барнаульского Дома актера. Сейчас "крепостные артисты", как они сами себя назвали, репетируют "Графа Калиостро".
Сцена раскрепощает
В "Первой театральной студии", которую возглавляет актриса театра драмы Анастасия Кузнецова, все по-другому.
- Главная проблема в том, что люди приходят в студию немножко зажатыми. Современная жизнь научила нас скрывать свои чувства и эмоции, открываться перед другими людьми мы не умеем. И я пытаюсь сломать эту стену. Те, кто занимается в студии, не только становятся более уверенными в себе, но и находят близких себе по духу людей, - говорит Анастасия.
В первую группу пришло заниматься пятнадцать человек, и к концу выпуска осталось десять. С ними Кузнецова сделала спектакль по рассказам Аверченко "Девушка отошла от изгороди". Состоялось уже четыре выпуска. С актерами-любителями проводятся мастер-классы, тренинги от режиссеров и актеров по сценической речи, актерскому мастерству, истории театра, гриму и хореографии. В конце курса - выпуск спектакля. Сейчас это "Чайка" - по мотивам знаменитой пьесы Чехова, в которую добавлен современный персонаж - блогер. Девушка мечтает стать популярной с помощью соцсетей, не обладая при этом ни знаниями, ни большими способностями. За такую популярность ей придется заплатить высокую цену.
- Может, это нескромно прозвучит, но рост популярности любительских театров связан с политикой алтайского отделения СТД, - объясняет Ольга Казаковцева. - Последние годы мы выделяем стипендии на творческие проекты, в которых участвуют профессиональные артисты. Начинали с тридцати тысяч рублей, а сейчас стипендии от пятидесяти до семидесяти тысяч. Раньше актеры подрабатывали кто, где сможет. А стипендии от СТД дали возможность реализовывать себя "легально". Желающих становится все больше. В последний раз подали 36 заявок, получили стипендии двадцать человек. Нынешняя молодежь - народ самостоятельный, раскованный, по-хорошему дерзкий. При этом актеры, которые работают с любителями, очень востребованы в своих театрах.
По мнению Барнаульского арт-критика и драматураг Вадима Климова, то, что многие актеры стремятся попробовать себя в режиссуре, говорит о творческом голоде и нереализованности. В местных театрах очевидна проблема с режиссерскими кадрами, что подталкивает некоторых артистов делать собственные проекты, начиная с моноспектаклей и заканчивая работой с любителями. И это идет на благо театру как таковому.
- Самодеятельность дает приток зрителя в профессиональный театр, - подчеркивает Климов. - Став самодеятельным актером, человек превращается в активного театрала, он приводит в зрительный зал родственников, друзей, соседей. Такой "сетевой маркетинг" положительно работает на вовлеченность публики в мир театра. Удивительно, но в Барнауле до сих пор нет площадки, где любительские театры могли бы полноценно работать. Я видел спектакль народного театра в Новоалтайске, которым руководит Александр Лопатюк. Он шел на большой сцене, и это было очень интересно.
На прошлой неделе в краевом театре драмы при аншлаге и с очевидным успехом прошла премьера "Темных аллей" по рассказам Ивана Бунина. После спектакля автор этих строк подслушал в очереди у гардероба монолог молодых людей. "Денис, ну и как тебе?" - спросила девушка. "Спектакль понравился... но не очень", - с расстановкой ответил Денис. Я рассмеялся и пообещал парню воспользоваться при случае его формулой. Денис вежливо кивнул и в свою очередь предложил: "А вы приходите на нашу "Чайку" посмотреть.