Едем дальше
Острая фаза кризиса, который охватил российский авторынок в 2015-м и 2016-м, судя по всему, миновала. Общий прирост продаж за 12 месяцев составил в России 11,9 процента. Впрочем, абсолютные цифры еще далеки от оптимальных. Всего в 2017 году реализовано немногим менее 1,6 миллиона автомобилей, тогда как, например, в 2012-м общий результат был почти вдвое выше - 2,94 миллиона. Недаром и председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер, комментируя итоговые показатели, проявил, что называется, сдержанный оптимизм: "Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан".
Непосредственно в ЦФО рост продаж новых легковушек составил, по данным агентства "Автостат Инфо", 12,1 процента. Всего автолюбители зарегистрировали в органах ГИБДД 500682 автомобиля - почти треть от общего числа в России. Это неудивительно, учитывая, что в окружную статистику входят крупнейшие рынки Москвы и Подмосковья.
Ford в фокусе
Еще одна особенность: только одна машина из десяти, которая нашла хозяев в минувшем году, принадлежит отечественным брендам - Lada или УАЗ. В основном же в ЦФО предпочитают иностранные модели, пусть большинство из них и производят на российских заводах. Самой популярной маркой в регионах округа стала южнокорейская Kia. Таких машин в округе было поставлено на учет свыше 72 тысяч. Для сравнения: у Lada - 64,5 тысячи регистраций. Не растеряли традиционную популярность автомобили Hyundai (59 тысяч), Renault (43,2), Volkswagen (34 тысячи) и Toyota (30,1).
Разумеется, представители этих марок лидируют и в рейтинге моделей. Так, седан Kia Rio, у которого в 2017 году вышло новое поколение, разошелся тиражом 34122 единицы, соплатформенный "кореец" Hyundai Solaris - 27119, построенный на той же базе кроссовер Hyundai Creta - 19712, седан Volkswagen Polo - 17381. Замыкает пятерку отечественная Lada. Но это не главный российский бестселлер - бюджетная Granta, а более современная Vesta. Ее результат - 16040 штук. Впрочем, если бы в агентстве суммировали результаты седанов и лифтбеков Granta, расклад был бы иным: их общие продажи составили почти 17,9 тысячи проданных автомобилей.
Любопытно, что на вторичном рынке в ЦФО сделок в минувшем году стало меньше, чем в 2016-м. В этом сегменте традиционно сильны позиции продукции АвтоВАЗа. Lada с пробегом было продано около 304 тысяч - столько же, сколько в сумме легковушек Ford, Volkswagen, Kia, Nissan и Renault, идущих в рейтинге популярности за тольяттинским брендом.
Самым востребованным в округе подержанным автомобилем остался Ford Focus - есть подозрение, что во многом за счет компаний, вышедших на рынок такси. За год владельцев сменили 43,4 тысячи "фокусов". Далее в списке представители АвтоВАЗа - "семерка" (32,4 тысячи), "четырнадцатая" (29,6), "девятка" (29,4) и "пятнашка" (24,7 тысячи).
Специалистов изменение структуры спроса на авторынке не удивляет.
"Едва цены на автомобили стабилизировались вслед за курсом валют, потребители оставили рынок автомобилей с пробегом и отправились в автосалоны за новыми машинами. Все-таки за два-три предыдущих года, когда продажи легковушек сильно просели, на них появился сильный отложенный спрос. Это, кстати, будет влиять на результаты продаж и в 2018-м. Если, конечно, производители смогут сдержать уже начавшийся рост цен", - прокомментировал "РГ" автомобильный эксперт Антон Свиридов.
Руль взаймы
Еще одна тенденция, получившая развитие в прошлом году, - рост доли машин, приобретенных за чужой счет. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2017-м россияне с помощью автокредитов купили 713,6 тысячи легковых автомобилей - немногим менее половины всех машин (48,9 процента). Это на пять процентов больше, чем было год назад.
"Темпы выдачи автокредитов продолжают неуклонно расти, увеличивая долю "кредитных" автомобилей в структуре авторынка до рекордных показателей, - пояснил гендиректор НБКИ Александр Викулин. - Сегмент автокредитования в абсолютных величинах почти вернулся к уровню докризисного 2014 года, а его роль для авторынка существенно выросла".
По мнению руководителя бюро, восстановление автокредитования оказывает серьезную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей.
"Также стоит отметить и стабилизацию качества автокредитов - ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования", - отметил Александр Викулин.
В ЦФО ситуация не отличается от общероссийской. Более того, округ за счет флагманских рынков Москвы и Подмосковья собрал наибольшую долю автокредитов в стране. Однако и в других регионах суммы, выданные банками гражданам на покупки автомобилей, значительно выросли. Например, в Воронежской области (по данным НБКИ на октябрь 2017-го) объем автокредитов увеличился на 1,61 миллиарда рублей (до 5,83 миллиарда), в Тульской - на 1,22 (до 4,43), в Тверской - на 1,17 (до 3,65 миллиарда рублей).
Специалисты уверены, что основными причинами такого роста стало не только восстановление авторынка, но и государственная поддержка автопрома.
"Рекордные показатели доли кредитных автомобилей во многом обусловлены реализацией госпрограммы льготного автокредитования, спектр которой в третьем квартале 2017 года был расширен за счет новых программ - "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". Помимо субсидированной процентной ставки, в рамках этих программ покупатели получали и 10-процентную скидку на машину, что только повышало привлекательность кредита", - напомнил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Тем временем
Актуальны ли все эти тенденции для 2018 года, можно будет сказать ближе к лету. Но первые промежуточные итоги радуют: в январе рост продаж новых автомобилей составил невероятные 31,3 процента. Конечно, это происходит из-за так называемой низкой базы - слабых продаж в январе 2017-го. Но факт остается фактом: такую динамику рынок не показывал с 2011 года.