20.02.2018 12:14
Авто

В ЦФО выросли продажи автомобилей

В ЦФО стали покупать больше автомобилей и чаще брать автокредиты
Текст:  Андрей Полухин
Российская газета - Экономика Центрального округа: №37 (7500)
Жители регионов ЦФО стали приобретать больше новых машин, при этом предпочитают иномарки и не боятся использовать автокредиты. Такие выводы позволяет сделать статистика продаж легковых автомобилей за прошлый год.
Читать на сайте RG.RU

Едем дальше

Острая фаза кризиса, который охватил российский авторынок в 2015-м и 2016-м, судя по всему, миновала. Общий прирост продаж за 12 месяцев составил в России 11,9 процента. Впрочем, абсолютные цифры еще далеки от оптимальных. Всего в 2017 году реализовано немногим менее 1,6 миллиона автомобилей, тогда как, например, в 2012-м общий результат был почти вдвое выше - 2,94 миллиона. Недаром и председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер, комментируя итоговые показатели, проявил, что называется, сдержанный оптимизм: "Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан".

ВЦИОМ рассказал о планах россиян на покупку машин и квартир

Непосредственно в ЦФО рост продаж новых легковушек составил, по данным агентства "Автостат Инфо", 12,1 процента. Всего автолюбители зарегистрировали в органах ГИБДД 500682 автомобиля - почти треть от общего числа в России. Это неудивительно, учитывая, что в окружную статистику входят крупнейшие рынки Москвы и Подмосковья.

Ford в фокусе

Еще одна особенность: только одна машина из десяти, которая нашла хозяев в минувшем году, принадлежит отечественным брендам - Lada или УАЗ. В основном же в ЦФО предпочитают иностранные модели, пусть большинство из них и производят на российских заводах. Самой популярной маркой в регионах округа стала южнокорейская Kia. Таких машин в округе было поставлено на учет свыше 72 тысяч. Для сравнения: у Lada - 64,5 тысячи регистраций. Не растеряли традиционную популярность автомобили Hyundai (59 тысяч), Renault (43,2), Volkswagen (34 тысячи) и Toyota (30,1).

Автомобилистам с 1 июля перестанут выдавать бумажные ПТС

Разумеется, представители этих марок лидируют и в рейтинге моделей. Так, седан Kia Rio, у которого в 2017 году вышло новое поколение, разошелся тиражом 34122 единицы, соплатформенный "кореец" Hyundai Solaris - 27119, построенный на той же базе кроссовер Hyundai Creta - 19712, седан Volkswagen Polo - 17381. Замыкает пятерку отечественная Lada. Но это не главный российский бестселлер - бюджетная Granta, а более современная Vesta. Ее результат - 16040 штук. Впрочем, если бы в агентстве суммировали результаты седанов и лифтбеков Granta, расклад был бы иным: их общие продажи составили почти 17,9 тысячи проданных автомобилей.

Любопытно, что на вторичном рынке в ЦФО сделок в минувшем году стало меньше, чем в 2016-м. В этом сегменте традиционно сильны позиции продукции АвтоВАЗа. Lada с пробегом было продано около 304 тысяч - столько же, сколько в сумме легковушек Ford, Volkswagen, Kia, Nissan и Renault, идущих в рейтинге популярности за тольяттинским брендом.

Самым востребованным в округе подержанным автомобилем остался Ford Focus - есть подозрение, что во многом за счет компаний, вышедших на рынок такси. За год владельцев сменили 43,4 тысячи "фокусов". Далее в списке представители АвтоВАЗа - "семерка" (32,4 тысячи), "четырнадцатая" (29,6), "девятка" (29,4) и "пятнашка" (24,7 тысячи).

Специалистов изменение структуры спроса на авторынке не удивляет.

Только одна машина из десяти, которая нашла хозяев в минувшем году, принадлежит отечественным брендам

"Едва цены на автомобили стабилизировались вслед за курсом валют, потребители оставили рынок автомобилей с пробегом и отправились в автосалоны за новыми машинами. Все-таки за два-три предыдущих года, когда продажи легковушек сильно просели, на них появился сильный отложенный спрос. Это, кстати, будет влиять на результаты продаж и в 2018-м. Если, конечно, производители смогут сдержать уже начавшийся рост цен", - прокомментировал "РГ" автомобильный эксперт Антон Свиридов.

Руль взаймы

Еще одна тенденция, получившая развитие в прошлом году, - рост доли машин, приобретенных за чужой счет. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2017-м россияне с помощью автокредитов купили 713,6 тысячи легковых автомобилей - немногим менее половины всех машин (48,9 процента). Это на пять процентов больше, чем было год назад.

Почему китайский автопром не завоевал популярность на мировом рынке

"Темпы выдачи автокредитов продолжают неуклонно расти, увеличивая долю "кредитных" автомобилей в структуре авторынка до рекордных показателей, - пояснил гендиректор НБКИ Александр Викулин. - Сегмент автокредитования в абсолютных величинах почти вернулся к уровню докризисного 2014 года, а его роль для авторынка существенно выросла".

По мнению руководителя бюро, восстановление автокредитования оказывает серьезную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей.

"Также стоит отметить и стабилизацию качества автокредитов - ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования", - отметил Александр Викулин.

В ЦФО ситуация не отличается от общероссийской. Более того, округ за счет флагманских рынков Москвы и Подмосковья собрал наибольшую долю автокредитов в стране. Однако и в других регионах суммы, выданные банками гражданам на покупки автомобилей, значительно выросли. Например, в Воронежской области (по данным НБКИ на октябрь 2017-го) объем автокредитов увеличился на 1,61 миллиарда рублей (до 5,83 миллиарда), в Тульской - на 1,22 (до 4,43), в Тверской - на 1,17 (до 3,65 миллиарда рублей).

Автомобили АвтоВАЗа подорожали на 2,5%

Специалисты уверены, что основными причинами такого роста стало не только восстановление авторынка, но и государственная поддержка автопрома.

"Рекордные показатели доли кредитных автомобилей во многом обусловлены реализацией госпрограммы льготного автокредитования, спектр которой в третьем квартале 2017 года был расширен за счет новых программ - "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". Помимо субсидированной процентной ставки, в рамках этих программ покупатели получали и 10-процентную скидку на машину, что только повышало привлекательность кредита", - напомнил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

Тем временем

Актуальны ли все эти тенденции для 2018 года, можно будет сказать ближе к лету. Но первые промежуточные итоги радуют: в январе рост продаж новых автомобилей составил невероятные 31,3 процента. Конечно, это происходит из-за так называемой низкой базы - слабых продаж в январе 2017-го. Но факт остается фактом: такую динамику рынок не показывал с 2011 года.

Легковые авто Товары и цены Воронеж Центральная Россия