Первый этап амнистии капиталов прошел с июля 2015 года до июля 2016-го, в нем приняли участие лишь 7,2 тысячи человек, говорил министр финансов Антон Силуанов. По оценкам экспертов, во второй волне могут принять участие в процедуре до десяти процентов граждан РФ.
На этот раз для амнистии был принят пакет из нескольких документов. Первый вносит поправки в федеральный закон о добровольном декларировании активов и счетов физлицами. Он предполагает, что граждане смогут задекларировать зарубежное имущество, а также счета в иностранных банках, если они были открыты до 1 января 2018 года.
Второй документ вносит изменения в Налоговый кодекс и касается контролируемых иностранных компаний (КИК). По закону бизнесмены должны декларировать свое участие в иностранном бизнесе и платить налоги с дохода от такого участия, но в случае ликвидации КИК до конца 2017 года собственника освобождают от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Если ранее от уплаты НДФЛ освобождали только имущество, то теперь - и деньги, полученные от ликвидированной до марта 2019 года компании.
Третий документ вносит поправки в Уголовный кодекс, освобождающие резидентов, которые задекларировали иностранные счета и имущество, от уголовного преследования в связи с тем, что де-юре они нарушали налоговое и валютное законодательство.
"Амнистия капиталов - достаточно распространенное явление в других странах, и проводится подобное мероприятие с целью привлечения денежных средств в бюджет путем увеличения базы налогообложения и возврата денег в оборот на территории РФ, - поясняет Дмитрий Семенов, исполнительный директор юридической компании "Глазунов и Семенов". - Для участников подобной акции это возможность легализации имущества и денег без применения к ним каких-либо санкций. По опыту стран, где проводились амнистии капитала, в процедуре принимали участие до десяти процентов населения - вероятно, и сейчас количество физических лиц будет в районе названной цифры. Относительно организаций делать какие-либо выводы сложно".
Точной цифры никто не знает, потому что закон запрещает указывать конкретные суммы и конкретных лиц, кто прошел процедуру амнистии, объяснял ранее в беседе с "РГ" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. "Могу только сказать однозначно, что число лиц, которые пройдут эту процедуру, будет намного больше, чем на первом этапе", - считает Аксаков. Отчасти он это объясняет тем, что первая волна убедила сомневающихся граждан в безопасности декларирования иностранных активов: за бизнесом не пришли правоохранительные органы, и информация о декларантах не просочилась в прессу.
Необходимость во второй волне репатриации капиталов очевидна, уверен юрист, правозащитник Александр Хуруджи. Он объясняет это планируемой на Западе "чисткой практически всех денег, чье происхождение сомнительно с точки зрения законодательства". Под такое сомнение можно подвести любые деньги, если их владелец не может представить оправдательные документы. А поскольку никому (даже самим проверяющим) непонятно, какими они должны быть, то под риском заморозки могут оказаться любые активы из третьих стран.
"Особую пикантность ситуации придает тот факт, что это уже третья волна по отъему финансов на Западе, - рассказывает Хуруджи. - Первая волна прошла в конце XIX века, когда были серьезно "прорежены" капиталы индийских дельцов, вторая - в середине XX века, когда были сторнированы (аннулированы. - Прим. ред.) деньги арабских шейхов, сейчас на очереди русские бизнесмены. Россия заинтересована в притоке инвестиций, особенно тех, которые были заработаны на ее территории и выведены от налогов. В любом случае, получить деньги в свою юрисдикцию для РФ лучше, чем не получить их совсем".