"Недруги" - пространное и меланхоличное роуд-муви о жестоком американском XIX веке на его излете. Главному герою, бесконечно суровому капитану Джозефу Блокеру в исполнении бесконечно сурового Кристиана Бэйла, приказано доставить в целости и сохранности умирающего от рака индейского вождя Желтого Ястреба (Уэс Стьюди) из тюрьмы, где он оказался за дикие преступления против белых, в родную долину вместе с его семьей.
Бесконечно суровый Блокер, лично сталкивавшийся со зверствами индейцев вообще и этого конкретно - в частности, широту жеста оценить не в состоянии, о чем и сообщает начальству. Тому, однако, очень нужно поиграть в гуманистов и устроить красивую показуху (понятно, что реального сострадания со стороны циничных властей ждать не приходится), так что капитану велено не выпендриваться, засунуть былые обиды куда-нибудь поглубже и отправляться в путь.
В помощь ему снаряжается вполне соответствующая последним стандартам diversity команда солдат: верный чернокожий капрал (Джонатан Мэйджерс), исполнительный белый лейтенант (Джесси Племонс), колоритный ветеран-южанин (Рори Кокрейн) и совсем "зеленый" франкоязычный юнец (Тимоти Шаламе). Ко всем, впрочем, слишком привыкать не стоит, потому что кое-кто (ну-ка, угадайте) едва-едва доживет до первой перестрелки. Потери компенсируют новые второстепенные персонажи, в частности - потерявшая при нападении индейцев (не этих, других, совсем злых индейцев, которых даже эти боятся) семью дама (Розамунд Пайк) и командируемый к месту казни коварный убийца (Бен Фостер).
Давнее знакомство Блокера с Желтым Ястребом прошло при обстоятельствах, далеких от приятных, и бледнолицые в то время тоже не ограничивались охотой на зайчиков. Поэтому их взаимная неприязнь имеет природу совершенно естественную и, казалось бы, непреодолимую.
Но не стоит забывать, что смотрим мы не вестерн, а притворяющуюся вестерном драму, снятую в наши дни, поэтому со временем, по прошествии нескольких совместных передряг (не забываем про злых индейцев и коварных белых убийц), неприязнь эта испаряется (на нерушимую мимику Бэйла это никакого влияния, впрочем, не оказывает), как облако табачного дыма, выпущенного из трубки мира.
И наступает время пафосных программных речей, а также актов надрывного покаяния. Южанин - как представитель наиболее провинившейся перед историей стороны - и вовсе впадает в помешательство и начинает говорить цитатами из современных учебников по искусству толерантности.
В длящихся более двух часов "Недругах" Купер тщится посредством брутальности вступительной сцены, деловитой мрачности персонажей и общей демонстративной неспешности фильма выдать его за бескомпромиссную экзистенциальную притчу о бытовой банальности зла и тернистости пути к спасению и свету. При этом не замечая, как неправдоподобная и неуместная сентиментальность выдает в нем простоватую агитку, замешанную на благородном, хоть и запоздалом желании белых американцев извиниться за грехи прошлого. Желание, безусловно, похвальное, только вот попытка больно неуклюжая.
2