В Москве корреспонденту "РГ" на пункте ТО сообщили, что могли бы проверить по новым правилам. Но новые позиции проверки не внесены в бланк диагностической карты. А значит, формально их и проверять не нужно.
Это первая, но далеко не последняя проблема. Пункты техосмотра пустуют. Клиентов нет. В чем дело, испугались новых правил? Нет, проблема гораздо серьезнее. На техосмотр не едут уже шесть лет. Диагностическую карту спокойно продают в страховых компаниях, без визита к экспертам-техникам.
- Люди не понимают, что техосмотр - это независимая экспертиза безопасности транспортного средства, - поясняет "РГ" генеральный директор компании-оператора техосмотра Виктор Арманов. - Приходят люди старой формации, которые еще помнят советский техосмотр. Мы обслуживаем только предприятия по госконтрактам. Больше никто не идет на техосмотр. А купить карту просто еще и потому, что воспользоваться базой ЕАИСТО может кто угодно. Ведь мало того, что она до сих пор не введена в эксплуатацию, так еще и не защищена. Вход в нее осуществляется по логину и паролю. Никаких цифровых подписей. А логины и пароли крадутся, а также продаются и покупаются.
Владивосток
Техосмотр по новым правилам корреспондент "РГ" прошла минут за 15. Все было, как обычно: повороты влево-вправо показала, дворниками поелозила, рулем до отказа туда-сюда покрутила, на тормоза понажимала, посигналила, в фары каким-то прибором заглянули, потом два молодца у закрытого багажника постояли. Вроде все. "Карту в кассе заберете", - сказали. И тут журналист сломалась: "У меня аптечки нет и огнетушителя". "Так купи", - мужики откровенно посмеялись. При этом они про новые правила слышали и, что надо проверять, знают.
Потом корреспондент "РГ" звонила в другие пункты и поняла, что выполнение ужесточенных требований техосмотра зависит от добросовестности работников. На вопрос "А вы по новым правилам ТО проведете?" часто отвечали: "Хотите? Все проверим!". Пункты ТО - коммерческие структуры и их работники понимают: будут придираться - клиент уйдет к менее требовательному конкуренту.
Красноярск
В мастерской на задворках улицы Калинина свою Daewoo из сервис-зоны ждет единственный клиент - пенсионер Виктор Бородкин. Ругается - шины на передней и задней оси малолитражки с разным рисунком, мастер говорит, что это нарушение и отметку о прохождении техосмотра поставить нельзя. Менеджер автосервиса Руслан говорит, что на самом деле подобные нарушения можно считать несерьезными. Ближе к лету может быть сложнее - в сервис поедут любители дрифта, ночных гонок с ревом прямоточных глушителей и прочие автомобилисты. В новой редакции правил техосмотра для них есть ловушка - с признаками "гаражного тюнинга" пройти его нельзя.
Омск
На одном из филиалов сетевого СТО, расположенного в центре Омска, ничего необычного не происходит. Очереди в окошечко оператора нет. Мастер, специализирующийся на техосмотре, оказался свободен.
- Проблем с прохождением ТО - никаких. Новый регламент не существенно осложнит процесс, - заявил он. - Услуга стоит 400 рублей, но придется подождать: 15 минут займет сам осмотр машины, еще полчаса уйдет на оформление документов.
Четыре водителя, приехавшие в автосервис, на вопрос по поводу нововведений разводят руками.
- Чем сложнее будет процедура ТО, тем больше будет возникать желание его купить, - считает руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - До 2012 года, когда эту сферу контролировало государство, сделать это было очень сложно, зато теперь - проще простого. Сейчас, когда страховые компании уже подчинили себе автосервис, им выгоднее продавать техосмотр, чем его осуществлять за далекую от себестоимости цену, а теперь еще и в усложненном варианте.
Екатеринбург
Одна из основных станций прохождения техосмотра в Екатеринбурге. Сейчас здесь очередей нет, вчера в 11 утра было всего три машины. "Здесь давно ветер гуляет", - признался один из сотрудников, оформляющих диагностические карточки. Сегодня ТО проще купить...
Эксперты считают, что с введением новых правил прохождения ТО, принципиально ничего не изменится, добавилось лишь несколько пунктов по состоянию машины, а нужно искоренять главное - возможность купить диагностическую карту без прохождения реального осмотра.
- Больше половины машин на дорогах Екатеринбурга сегодня с купленными ДК, - говорит представитель комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов, - редкий страховой агент не предложит ее при страховании.
Ставрополь
В Ставрополе не сложно найти организацию, которая выдает диагностическую карту. Однако среди аккредитованных для этого центров, большинство, кроме техосмотра, предоставляют еще и ремонтные услуги. Поэтому там заинтересованы в том, чтобы у автолюбителя возникли проблемы, которые предложат устранить на месте.
- Новые правила техосмотра добавят еще больше поводов таким СТО навязывать свои услуги. "Следы масла на днище или неправильно светят фары? Вы не прошли ТО. Но мы готовы устранить все на месте", - говорит автомастер Игорь Смолянов.
Поэтому он советует обращаться на те станции техосмотра, которые специализируются именно на диагностике и не занимаются ремонтом авто. Так мы и поступили - отправились на Renault Duster 2012 года выпуска в один из немногих подобных центров. Пока оформляли документы, никто из сотрудников о новых правилах не знал. Только специалисты, которые осматривают автомобиль, смогли прояснить ситуацию. Но и они отнеслись к новым поправкам скептически.
- По факту ничего не изменилось. Мы и так проверяли аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель. Пожалуй, единственные изменения - шипованная резина на всех колесах и пленки на фарах, которых не должно быть в принципе, за исключением случаев на правосторонних машинах, - рассказал "РГ" эксперт ТО Дмитрий Месков.
Казань
Новый правила техосмотра авто если и ужесточились, то только на бумаге. Такое мнение сложилось у казанских автомобилистов, которые успели пройти ТО с момента вступления изменений 22 февраля. Водители отмечают, что частные станции техосмотра никогда не отличались дотошностью при обследовании машины, чтобы не терять клиентов из-за придирок, вот и сейчас изменилось немногое. По мнению регионального представителя Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиля Хайруллина, в сущности, все изменения - формальность, потому что правила прохождения лишь ТО привели в соответствие с регламентами. Ведь аптечку автомобилист, согласно ПДД, и так должен возить с собой, не только на техосмотр. Все четыре колеса, согласно Таможенному регламенту, и так должны быть шипованным.
Саратов
Изменения в правилах техосмотра не привели к увеличению платы за его прохождение для саратовских владельцев легковых автомобилей. Например, в автоцентре на улице Чернышевской в Саратове, как и раньше, техосмотр стоит 470 рублей. Клиентов в этом сервисе предупреждают, что теперь для прохождения техосмотра требуется наличие аптечки, совпадение протекторов на всех колесах, будут проверять также, нет ли на фарах "несанкционированных" пленок. В целом же время самой процедуры техосмотра не стало дольше, она по-прежнему занимает от 20 до 30 минут. "Изменения незначительные, большинства владельцев они не касаются", - считают в автосервисе.