27.02.2018 21:57
Культура

На "Золотой Маске" отличился краевой театр драмы из Хабаровска

На "Золотой Маске" - краевой театр драмы из Хабаровска
Текст:  Елена Покорская
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (7506)
Стартовала программа "Маска Плюс" фестиваля "Золотая Маска". В нее вошли восемь спектаклей из семи российских городов - Хабаровска, Шарыпова (Красноярский край), Казани, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Серова (Свердловская область), дошедшие до финала национальной театральной премии, но не участвующие в ее основном конкурсе. В этом году основной темой программы стали "новые имена" в театре, их поиски и эксперименты.
Читать на сайте RG.RU

Первый спектакль, представленный Хабаровским краевым театром драмы (это первые московские гастроли в истории театра), поставлен молодым режиссером, ученицей Вениамина Фильштинского Евгенией Богинской по пьесе молодого, но уже хорошо известного драматурга екатеринбургской школы Николая Коляды Ярославы Пулинович "Бесконечный апрель".

"Русский балет" представил зрителям новую постановку балета "Дон Кихот"

Пустая сцена. Долгая-долгая пауза. В полной тишине в полумраке появляются фигуры. Одна за другой они медленно бредут вдоль сцены, замирают. Высвечивается лицо главного героя. Монологи Вени, ровесника минувшего века, - основная сюжетная линия спектакля. В старой петербургской квартире этот человек прожил длинную жизнь, наполненную множеством событий, обретений и утрат. Здесь он вырос, женился, пережил "уплотнение" и блокаду, вырастил дочь и внучку. Здесь же он умирает, подталкиваемый нетерпеливой семьей, которая жаждет скорее распродать дорогую недвижимость. Герой напряженно перебирает воспоминания, пытаясь ухватить главное, понять цель и смысл прожитых лет.

Режиссер Евгения Богинская умело выстраивает действие как монтаж коротких, наплывающих друг на друга и повторяющихся эпизодов. Актеры действуют как своеобразный хор, где каждый участник представляет одних и тех же персонажей в разных возрастах. Мальчик ссорится с девочкой, спустя годы они переживают драму расставания, а потом Галя вновь возвращается к мужу. Лента прокручивается вновь и вновь, и старик смотрит на себя молодого, тщетно мучаясь вопросом: зачем, ради чего было все?

Подводя итоги, герой понимает: жизнь прожил так, что мог бы и не жить

Театр представляет столкновение эпох и поколений в сухой документальной манере. Вот дочь зазывает покупателей квартиры, не обращая внимания на умирающего отца. Вот продвинутая внучка смотрит на родню как на ископаемых, намереваясь в старых интерьерах "замутить инсталляцию". Неизменно лишь место действия, где Веня вспоминает трагические дни войны, а юная парочка радостно устраивает "сейшн в стиле блокады". Время и люди словно отделены друг от друга невидимыми стенами, и барьер этот вряд ли преодолим.

В Минкультуры обсудили разделение ответственности в театрах

Определив жанр спектакля как "интеллектуальную драму", режиссер сознательно отказалась от оценок и комментариев происходящего. Поэтому актеры не переживают, а скорее обозначают чувства и мысли героев, произнося реплики сдержанно и почти бесстрастно. Эмоции словно дистанцированы, а события показаны с позиции нейтрального наблюдателя. В такой условной, предельно аскетичной среде мы видим калейдоскоп из обрывков биографии человека на фоне истории страны. И то, и другое - драматично, хотя воссоздается лишь на уровне слов, не столько в ткани спектакля, сколько в нашей, зрительской памяти. Ведь при любом упоминании трагических катаклизмов времени мы невольно укрупняем и углубляем сценическую картину за счет собственных ассоциаций.

Тянется бесконечный апрель, надежды сменяются разочарованиями. Подводя итоги, герой понимает, что "прожил так, что мог бы и не жить". К сожалению, тезис этот так и не воплотился в настоящую интеллектуальную драму...

Театр