Послание не могло не повлиять на текущую повестку. Традиционно это одно из важнейших политических событий года. Информационный "шлейф" от него тянется несколько дней, а то и недель. К тому же Послание всегда составляется как набор разного уровня прямых и косвенных сигналов. Для законодателей, к которым оно непосредственно обращено. Для различных номенклатурных и политических групп, которые нуждаются в подобных публичных ориентирах. Для простых граждан, которые воспринимают данный формат обращения главы государства как программу действий властей в целом. От этого уже никуда не уйти. Жанр такой. Солидный и в чем-то даже ритуальный.
Разумеется, напрямую связывать это Послание действующего президента с выборами было бы неверным. Но и говорить о Послании во временном отрыве от выборов тоже нельзя.
Путин как действующий президент четко сформулировал приоритеты в стратегии развития страны на ближайшие годы. Показал, как он видит набор целей для власти и общества, которые необходимо достичь не только на ближайшие годы, но и на более отдаленную перспективу. Продемонстрировал, как эти цели повлияют на будущее всех граждан.
Обсуждение Послания еще только начинается. На текущей неделе политический класс отойдет от первого впечатления и займется более содержательными трактовками и комментариями. Социологи расскажут, что особенно привлекло внимание гражданам. Одно можно сказать точно. Это было мобилизующее послание. Во всех смыслах. Мобилизующее власть. Мобилизующее граждан. Мобилизующее нацию.
Другое дело дебаты. Их оценивать сложнее. И если сравнивать с позитивным эффектом, произведенным Посланием, то стоит, наверное, отметить их негативное восприятие своими скандалами. В этом цикле из-за Олимпиады дебаты начались с запозданием. Кандидатам для донесения избирателям необходимых сигналов дали всего три недели. Это немного. Требуется очень серьезная подготовка как по смыслам, так и по форме. Чтобы избиратель получил сигнал без помех. Выяснилось, что таких помех очень много. Главные проблемы кандидатов - неумение сфокусироваться на собственных идеях и неумение эффективно работать с аудиторией. Складывается ощущение, что большинство претендентов говорят сами с собой вместо того, чтобы ориентироваться на людей, которые в этот момент составляют аудиторию. А это важно. Потому что никто не отменял важнейшее правило политической коммуникации - говорить нужно не о том, что ты хочешь, а о том, что данные люди в данный момент времени хотели бы от тебя услышать.
Возможно, поэтому большинство избирателей пока не догадываются о том, что же на самом деле предлагают кандидаты на дебатах. Они их слушают, но не слышат. Можно с уверенностью предположить, что если провести опрос по поводу того, что лучше всего зрителям запомнилось по итогам дебатов, то каких-то конкретных идей и тем более программных концепций названо не будет. Зато избиратель хорошо запомнит скандалы и истерики, спровоцированные кандидатами. Конечно, некоторые кандидаты именно на этом строят свои рациональные расчеты. Скандалы формируют интерес. Поскольку смыслов на самом деле изначально немного, а времени, как уже отмечалось, совсем мало, то обратить внимание аудитории к собственным персонам кандидаты стремятся таким способом. Непривлекательным, но зато привлекающим внимание.
Показательны фантасмагорические перепалки и конфликты между Жириновским и Собчак. Самые желанные герои для любых телепередач. Ветераны эфира. Они настолько много лет в кадре, что почти на уровне инстинктов используют кипеш и заварушки для повышения смотрибельности всяческих ток-шоу. Вероятно, решили разыграть яркий спектакль и сейчас. Окажется ли эффективным этот прием и в данном случае? Не факт, что прямо пропорционально рейтингам позорных дебатов будут расти показатели президентских рейтингов их участников.
Нелепо выглядит Грудинин, подававший в самом начале надежды. Отказ от дебатов прямо во время эфира - плохой, на мой взгляд, ход. Демонстрация неуважения к избирателю. Грудинин хорошо понимал, на что шел, знал, как будут организованы дебаты, публично согласился в них участвовать. Когда же понял, что проигрывает внимание аудитории Жириновскому и Собчак (а в этом были сомнения?), ретировался и нарочито вышел из игры. В дополнение еще и попытался обыграть это решение как свидетельство собственной "адекватности". Это тактическое поражение. Причем серьезное.
До дня голосования осталось двенадцать дней. Из них четыре - праздники и выходные. На этой неделе кандидатам предстоит побороться за голоса самой большой электоральной группы - женщин. Тут уж примитивные скандалы не сработают. Нужно попробовать удивить чем-то неожиданным. Для некоторых кандидатов-аутсайдеров это, возможно, последний шанс напомнить о себе.