15.03.2018 00:28
Общество

15 марта пройдет прощание с Олегом Табаковым

Миллионы людей восприняли уход Олега Табакова как утрату близкого человека
Текст:  Сусанна Альперина Александр Ярошенко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №54 (7517)
В четверг, 15 марта, состоится прощание с Олегом Табаковым. Оно начнется в 9 утра в театре МХТ. А все эти дни, начиная с черного понедельника, 12 марта, когда стало известно о том, что Олега Павловича больше нет с нами, к стенам театра несут и несут цветы. В окне выставлена фотография артиста. Напротив работают телегруппы, снимая происходящее. Но всю народную любовь сложно зафиксировать в изображении… Олег Табаков смог за долгие годы стать родным и близким каждому зрителю, причем из разных поколений. Вот почему его уход воспринимают буквально как утрату близкого человека. Сколько хороших слов и воспоминаний о нем появилось в эти дни. И сейчас, когда страна прощается с великим артистом, мы приводим только лишь несколько из мнений, которым на самом деле счета нет…
Читать на сайте RG.RU
Народный артист СССР Олег Табаков

Евгений Миронов, художественный руководитель театра Наций, народный артист РФ:

"Помню, я сидел перед телевизором в поселке Татищево Саратовской области и смотрел передачу, где показывали, как Олег Павлович общается со своими учениками. Меня потрясло, как он был демократичен. Как они спорили, как открыто вели себя по отношению к нему и, главное, как они были свободны. Я тогда решил, что если я поеду в Москву, то буду учиться только у него. Что и случилось.

Когда поступил, Олег Павлович мне сразу сказал: "Не жди и не рассчитывай на снисхождение, даже малейших поблажек землякам не будет". Их не было ни одной. Первое время московской учебы мне было очень трудно, я сполна хватанул этой жизни. Все, чему я научился в Саратовском театральном училище, мне не помогало. Мне предстояло пройти очень жесткую, настоящую - не только профессиональную, но и человеческую - школу у Олега Павловича. За что я ему буду благодарен всю свою жизнь.

В Саратове предложили назвать улицу в честь Олега Табакова

Есть такой очень теплый, человеческий момент, который характеризует Олега Павловича. Он устроил моих родителей на работу в свою "Табакерку" незаконно, у них не было московской прописки. Мама до сих пор там работает контролером. Как оказалось, так он поступал со многими и помогал не только своим ученикам. Он был стеной для многих".

Валентина Талызина, народная артистка РФ:

"Уход Олега - боль безмерная. Звонили все, просили что-то сказать, а у меня слов не было. Даже телефон выключила… Я Олега знала со студенчества, мы жили в одном общежитии на Трифоновке, он приходил в нашу комнату, дружил с Юлей Косыревой, она была ему друг, товарищ и брат. Они с ней были с одного драматического кружка.

Он тогда был безумно влюблен в Майю Менглет. Но там что-то не получилось. Работать с ним было истинное удовольствие, Олег был артистом милости Божией. Кот Матроскин - это он. Более точного попадания и придумать нельзя. Олег свою суть вложил в эту роль. Одним голосом нарисовал характер кота. Кота, в которого влюбилась вся страна.

Знаю, его во МХАТе называли Матроскиным, он иногда это слышал и не обижался. Для своего театра "Табакерка" он стал настоящим отцом. Создателем, любящим и все понимающим.

При встрече он меня всегда называл "старуха", а я его Олег. Он был очень русский, безумно любящий и понимающий Россию и русское искусство".

Народный артист СССР Олег Табаков

Евгений Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина:

Путин: Олег Павлович Табаков был выдающимся режиссером и актером

"Олег Павлович и все, что с ним связано, - лучшее, что случилось в моей жизни. Любимый Человек, Учитель и Друг, прости меня и прощай... Сколько ни готовься к потере, смерть всегда наступает внезапно. И хотя эту горькую весть можно было ожидать, я мало в нее верил. И не потому, что надеялся на чудо, нет. Просто казалось, что такой сильный, такой мощный, всем нужный человек будет всегда. Иначе - не может, не должно быть. Но это случилось… И надо как-то привыкать к этой мысли и учиться жить без него. Человека, который для меня значит больше всех остальных, больше, чем учитель, больше, чем друг, больше, чем отец. Всего четыре с половиной года мы провели в МХТ бок о бок с Олегом Павловичем, но это были самые важные и самые счастливые дни моей жизни. Никогда не забуду, как он не хотел отпускать меня "во взрослую жизнь", когда я был назначен худруком в театр Пушкина. А потом сам пришел со мной на первый сбор труппы, где меня представляли в новом качестве. Он держал меня за руку даже во время моей первой "тронной речи". Мне было неловко, мне было почти сорок лет, а он вел себя как отец, который привел сына в первый класс и не желает с ним расставаться. Да мы и не расставались.

Пока он был жив, связь не теряли.

Теперь люди просто так друг другу не звонят - только по делу. А Табаков - мог. Набрать номер и спросить: "Как дела?" И выслушать ответ - с вниманием и интересом. А потом произнести: "Ну, знай, что я тебя люблю". И я после таких слов долго - неделю, месяц - ходил окрыленный, потому что этот великан помнил обо мне - лилипуте по сравнению с ним. Конечно, я понимаю, что был не единственным для него. Остались, слава Богу, его прямые ученики. Я формально не могу считаться его воспитанником - таким, как Женя Миронов, Володя Машков, Сережа Безруков, - их очень-очень много. Но я счастлив, что Олег Павлович меня к ним причислял. Что он был в моей жизни. И останется со мной навсегда".

Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, народный артист РФ:

"УЧИТЕЛЯ больше нет... Я счастлив, Олег Павлович, что ты был в моей жизни. Мастер! Мэтр! ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ АКТЕР! Нам, ученикам твоим, теперь будет непросто... Мы должны быть достойны тебя!"

Народный артист СССР Олег Табаков

Вениамин Смехов, артист театра и кино:

"Прощаемся с Олегом Табаковым. Для моей жизни - актерской и частной-личной - случилось большое горе. Невероятной силы талант Комедианта, Лицедея, Добротворца - он оказывал беспримерную помощь очень, очень многим и мне в числе счастливцев. С премьеры "Часа пик" на Таганке (1969!) он наградил меня дружбой и поддержкой. Я объяснился ему за столиком ведущего в моей программе "Таланты и поклонники" на "ТВЦентре" - он весело отклонил "пафос", а программа о нем, надеюсь, еще многих порадует. И навсегда живые его театральные роли-шедевры в "Современнике", в МХТ и в кино - "Тугой узел", "Шумный день", "Молодо-зелено", "Гори-гори, моя звезда", "Неоконченная повесть для механического пианино", "Д’Артаньян и трое нас...", "Обломов", "Сирота казанская", "Али-баба"(особое спасибо), "Три истории"(!Киры Муратовой!)..."

На Урале рассказали, как Табаков покупал обручальное кольцо

Александр Филиппенко, народный артист РФ:

"Уходит мое поколение, мои друзья, мои партнеры по сцене. Вместе с Олегом Павловичем ("Лёликом", как его называли в театре), я был счастлив выходить в спектакле "На дне" Адольфа Шапиро, где он играл Луку, а я - Сатина. Олег Павлович был необыкновенно веселый и остроумный собеседник. Рядом с ним жизнь казалась легкой и прекрасной. Не знаю, какой она станет теперь без него.

"Сатин: Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…"

Евгений Стеблов, народный артист РФ:

"Помню, когда его только-только назначили художественным руководителем МХТ и мы встретились с ним во дворе театра, то первое, что я сказал ему - я тебя поздравляю, конечно, но уж больно груз тяжел. Олег согласился - но в жизни-то он всегда брал на себя именно такие грузы и поднимал их. Он поднял МХТ, как самый настоящий кризисный менеджер, поднял целое поколение новых актеров, ведь едва ли не все наши нынешние звезды первого ряда - его ученики. И в открытом им театральном колледже уже растут следующие поколения актеров.

Олег не мог стоять на месте, потому и брал на себя столько. И в нем абсолютно не было нарциссизма, как у некоторых актеров, которые, мол, не могут без театра, без публики. Тут была только потребность в саморазвитии, в движении, он же даже в инвалидной коляске рвался на сцену, ведь в марте он, кажется, должен был в очередной раз сыграть Бургомистра в "Драконе". Настоящий талант требователен, прежде всего, к самому себе".

Утраты