В ходе встречи Москва вновь озвучила вопросы по делу об отравлении агента британских спецслужб Сергея Скрипаля, на которые отказался отвечать официальный Лондон. Глава британской дипмиссии Лори Бристоу в МИД России не пришел. Впрочем, Бристоу лишь мелкая фигура в большой игре, затеянной спецслужбами Альбиона. А заявление главы внешнеполитического ведомства Британии Бориса Джонсона о готовности его страны сотрудничать с Москвой по делу Скрипаля стало очередной ложью, не первой, и уж точно не последней, прозвучавшей из уст высокопоставленного политика.
Представитель российского МИДа Мария Захарова подтвердила: "Данных от британцев на 20 марта предоставлено ноль". При этом на предстоящем в четверг саммите Евросоюза, как утверждает Independent, глава британского правительства познакомит других лидеров с ходом расследования инцидента. Это по меньшей мере выглядит странным - расследование только началось, а Мэй, по сведениям источников издания, в ЕС уже "настоятельно требует, чтобы участники саммита возложили вину за совершенное преступление на Россию".
Но что если с бульдожьей упертостью обвиняя Россию, премьер Британии спасает тем самым свою карьеру и не может отказаться от своих подходов без риска подорвать репутацию страны? Представитель МИД России Мария Захарова ссылается на мнение экспертов, предположивших, что Мэй стала заложницей своих силовиков, получивших возможность манипулировать оказавшимся слишком легковерным премьером. И единственное, что способно "спасти честь Мэй" - создание информационно-политического наступления против Москвы широким международным фронтом.
Отсюда болезненная реакция Даунинг-стрит на любые публичные сомнения в достоверности британской версии, особенно когда те звучат из государства, имеющего значительный опыт по устранению своих врагов за границей. На днях Лондон выразил протест Израилю в связи с "недовольством формулировкой" заявления, которое сделал по делу Скрипаля официальный Тель-Авив. Судя по всему, претензии британцев вызвало то, что, осудив совершенное преступление, Израиль отказался бездоказательно возлагать вину на российские власти, на что, видимо, до последнего надеялись в окружении Мэй. Более того, бывший директор израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми, к мнению которого по-прежнему прислушиваются израильские политики, неоднократно объяснял в интервью: "Нет доказательств, что для отравления Скрипаля использовалось нервно-паралитическое вещество А- 234, и нет доказательств того, что газ был произведен в России". Кедми напоминает: тот широко известный факт, что вещество было изобретено в России, ни о чем не говорит - его формулу давно раскрыл обосновавшийся в США химик Вил Мирзаянов.
Но "отойти и заткнуться" попавшие в орбиту дела Скрипаля британские политики уже не в состоянии - они, по словам Захаровой, "заигрались, заврались и влипли". Представители Организации по запрещению химического оружия попросили не менее трех недель для анализа вещества, которое якобы использовалось для покушения на Скрипаля. Скотленд-Ярд сообщил, что следствие по этому громкому преступлению займет много месяцев. Поэтому остается загадкой, как премьер Британии сделала однозначный вывод о причастности России к покушению буквально через пару часов после обнаружения отца и дочери Скрипалей в парке?
"Я думаю, что все прекрасно понимают, но из чувства ложно понятой солидарности вынуждены выдавливать из себя какие-то слова, которые можно хоть как-то интерпретировать в поддержку позиции Лондона", - считает российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Но воспользоваться советом Лаврова и "перестать нервничать" на Даунинг-стрит вряд ли смогут. Разогнав антироссийскую истерию, официальный Лондон не в состоянии остановиться, даже когда сомнений в британской версии событий становится все больше, а веры Терезе Мэй - все меньше. Как заявил бывший руководитель израильской спецслужбы Яков Кедми, "британцы не раз и не два вынуждены были признавать, что они откровенно лгали в политических целях".
Еще одна красноречивая деталь - в том месте, где с наибольшей вероятностью отравили Скрипаля и его дочь (если, разумеется, отбросить множество абсурдных, намеренно вброшенных британскими СМИ версий), расположены десятки видеокамер. Отследить последние часы семейства Скрипалей следствию было бы совсем не сложно, и на это не нужны запрошенные Скотленд-Ярдом месяцы. Но это в том случае, если бы речь шла о заурядном, далеком от политики, преступлении... А категоричный отказ Лондона допустить к расследованию российских экспертов ставит в принципе под сомнение собранные по делу Скрипаля доказательства. И ключевое из них - состав вещества, которым, как утверждала премьер Тереза Мэй, отравили британского агента Скрипаля. Чем дольше раскручивается это "нервно-политическое" дело, тем сложнее Лондону доказывать правоту исключительно на словах, каждый раз вместо доказательств апеллируя к высокому профессионализму британских спецслужб. По сведениям Independent, во вторник председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер вызвал ажиотаж, поздравив российского президента Владимира Путина с переизбранием. А на встрече министров иностранных дел стран ЕС по просьбе критически настроенных государств были смягчены формулировки с критикой в адрес Москвы.