Впервые такой конкурс в Москве провели в 2014 году. Тогда на суд экспертов архитекторы вынесли проекты станций "Солнцево" и "Новопеределкино". Воплощенные в жизнь идеи москвичи увидят уже летом, когда по планам откроется участок Калининско-Солнцевской линии метро. Таким же путем выбирался дизайн еще пяти станций: "Стромынка", "Шереметьевская", "Ржевская", "Мневники" и "Терехово". И вот список пополнили "Нагатинский Затон" и "Кленовый бульвар".
- Мы больше не строим "дворцы", но станции столичного метрополитена по-прежнему остаются ярким архитектурным феноменом, - объяснил цель широкого привлечения архитекторов всего мира к разработке облика станций Московского метрополитена главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Правда, устраивать конкурсы по каждой строящейся станции невозможно чисто физически - слишком высоки в городе темпы строительства подземки. За последние семь лет введено в строй уже более 60 станций, и лишь в этом году планируется запустить еще 24 станции.
Четвертый конкурс собрал заявки от 51 команды из девяти стран, включая Аргентину, Израиль, Италию, Латвию, Украину, Венгрию. Жюри выбрало десять финалистов, которые получат по 400 тысяч рублей. Победителями же стали проекты российских архитекторов.
В основу оформления "Нагатинского Затона" легла водная тематика. Пассажиров будут встречать огромные рыбы, обитающие в столичных водоемах. Рисунки в виде гранитных мозаичных панно появятся на стенах станции. Как рассказал управляющий партнер бюро "Za bor" Арсений Борисенко, его команда провела исследование и выяснила, какие рыбы живут в московских реках. Вышло 12 видов. Именно их изображения там и появятся.
- Станция будет отличаться абсолютной простотой, но на фоне минимализма мы постарались не упустить яркие образы, - пояснил Борисенко. - К тому же мы не хотели потерять связь с Нагатинским Затоном. По сути, мы взяли образ, который лежит на поверхности. Может, он наивен, но привлекателен.
"Кленовый бульвар" пассажиры увидят преимущественно в темных и белых тонах. Для отделки полов и стен архитекторы предлагают использовать гранит, а для потолков - алюминиевые и зеркальные панели. Все - отечественного производства, заметил сооснователь архитектурного бюро "Арх Слон" Александр Салов. По его словам, на оформлении сказалась близость дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Вход в метро внешне будет напоминать церковный купол, а элементы освещения в подземном вестибюле - отправят к культуре сетчатой керамики, которая была особо развита на территории Дьякова Городища.
Это очень важное достоинство обоих проектов, подчеркнул Сергей Кузнецов: предложены не просто интересные концепции, но найден идеальный баланс между технологичностью, экономичностью и идентичностью места.