Отстроенное в стиле классицизма четырехэтажное здание музея внешне напоминает "дворянское гнездо", но за его стенами кроется удивительная техническая начинка: более 160 автомобилей, созданных в ХХ веке. Плюс не меньшее количество мото- и велотехники.
И все это разместилось на площади в 12 тысяч квадратных метров. Как подчеркнул руководитель музея Станислав Чуркин, многие из экспонатов восстановлены и отреставрированы в Верхней Пышме местными умельцами.
- Музейное дело - очень творческое, и мы пришли к выводу, что нужно показать через автомобили, как развивалось наше общество. Это историческое наследие. Думаю, у нас получилось его сохранить и продемонстрировать, - отметил генеральный директор металлургической компании, создавшей музей, Андрей Козицын.
Первый этаж, как и полагается, посвящен заре автомобилестроения - технике конца XIX - начала XX века.
Тут разместилась реплика самого первого автомобиля, созданного Карлом Бенцем, такие шедевры, как легендарный Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost (Серебряный призрак). И любимец императора Николая II Delaunay-Belleville. Автомобили этой марки занимали главное место в гараже царской семьи и являлись символом великолепия.
Второй и третий этажи отданы отечественному автопрому от начала 1930-х годов и до конца прошлого века.
Центральное место занимают машины из эскортов первых лиц государства, что обслуживали руководство СССР, - бронированные автомобили генсеков, машины сопровождения, мотоциклы эскорта.
В частности, в уральском городе представлен блестящий кабриолет, существующий ныне в единственном виде. Это полноприводная версия открытого правительственного лимузина ЗИС-110.
Машина была создана в 1956 году по заказу Никиты Хрущева. Непривычное авто генсека могло не только красоваться на улицах столицы, но и ездить по бездорожью.
Экспозиция четвертого этажа посвящена мотоциклам и спортивной технике.
Здесь можно детально рассмотреть коллекцию мотоциклов начала XX века, среди которых легендарные Harley-Davidson и Indian, первый серийный мотоцикл с 4-цилиндровым двигателем FN Four.
Понятно, не обошлось и без экспонатов, созданных уральскими машиностроителями, - легендарных мотоциклов "Урал". Имеются и весьма редкие довоенные ИЖ-7, НАТИ-А-750 и ТИЗ-4.
Советским гоночным "Формулам" посвящен отдельный спортивный раздел, здесь выставлено более десятка скоростных болидов.
В частности, в Верхнюю Пышму доставили гоночный автомобиль "Эстония-15" - символ шоссейно-кольцевых гонок СССР, который 36 раз побеждал в чемпионатах.
- Здесь все постоянно будет меняться: музей не может быть статичным, он может быть только развивающимся. Планов у нас еще много, - заверил посетителей во время церемонии открытия Андрей Козицын.