По теме он слегка напоминает "Варшавскую мелодию" Леонида Зорина: любящих разделяют политические барьеры, суровые взгляды партработников и ощетиненные огнем границы политических систем. По глубине погружения в эпоху и обилию музыки он родственен "Лету". Но имеет перед ним важное преимущество: фильм Павликовского на полчаса короче и потому компактней, в нем нет длиннот и провисов. Что в нынешнем безразмерном кино - вызывающая симпатии редкость.
Послевоенная полуразрушенная Польша, молодой музыкант Виктор набирает народные таланты в фольклорный коллектив "Мазурка" - нечто вроде известного в советскую эру ансамбля "Мазовше". Среди претенденток - Зула, так проникновенно спевшая "Сердце, тебе не хочется покоя", что сомнений нет: большой талант. И, конечно, большая любовь с первого взгляда.
Любви предстоят испытания. Этот трудный, извилистый, драматичный путь людей друг к другу через границы, годы и обстоятельства и составляет сюжет, от которого нельзя оторваться. Актеры Томаш Кот и Джоанна Кулиг образуют идеальный дуэт, прихотливые "химические реакции" между героями столь самозабвенны и самодостаточны, что мир вокруг - все эти Варшавы, Парижи и Берлины - перестает существовать, воспринимается лишь как система железобетонных барьеров, мешающих влюбленным быть вместе. Сюжет максимально интимен, замкнут внутри себя, музыка - от польской народной до официальных советских песен, парижских шансонов и американского джаза - создает тончайше аранжированную атмосферу картины, оттеняет переливы человеческих настроений и состояний. Она играет в фильме важную роль, но нигде не диктует свои условия, не перерастает в самостоятельный жанр музыкального фильма - это здесь краска в палитре человеческой драмы.
Картина снята в классическом формате 4:3 и в черно-белой графике, очень красивой, переносящей нас в мир, тематику и стилистику кино его золотой эры. Там есть совершенно завораживающие моменты - сцена в разрушенном костеле, где сквозь пыль и трещины взыскующе смотрят на нас глаза Богородицы, или эпизод в туристическом кораблике, плывущем по Сене и выносящем в ночной туманный кадр призрачный фасад Нотр-Дам. Это кино в изначальном смысле слова - когда изображение не просто информирует о происходящем, но ведет свою эмоционально насыщенную партию в общей симфонии фильма.
В критический рейтингах "Холодая война" опередила все прошедшие пока картины конкурса. Посмотрим, что дальше: фестиваль еще не прошел и трети своего пути.