22.05.2018 13:16
Культура

В Гоголь-центре Инга Оболдина и Чулпан Хаматова сыграли "Две комнаты"

В Гоголь-центре сыграли "Две комнаты"
Текст:  Наталья Шаинян
Российская газета - Федеральный выпуск: №110 (7573)
В Гоголь-центре премьера - новая пьеса молодого драматурга Евгения Казачкова, чья удачная интерпретация бергмановской "Персоны" уже увидела свет на малой сцене этого театра.
Читать на сайте RG.RU

Теперь драматург предлагает нам свое оригинальное сочинение, и для его воплощения оказались нужны главная сцена, дуэт хореографов - Евгений Кулагин как постановщик и Иван Естегнеев как его помощник, композитор Давид Монсо и художница Ксения Перетрухина. Как ясно из перечисления авторов спектакля, постановка ближе к современному танцу, чем к собственно драматическому театру.

В Москве состоялась премьера спектакля "Триумф Времени и Бесчувствия"

Ксения Перетрухина со свойственной ей изобретательностью и своеобразием сочинила легкий и подвижный, как крылья бабочки, двойной комплект комнат на сцене. Разделенные одной стенкой, два белых пространства с минимальными предметами условной обстановки трансформируются каждые минут 10-15, словно комнаты танцуют вместе с героями. Они то заполняются дымом, то заливаются лунным светом, то светлеют от солнца, на месте двери оказывается окно, стены проницаемы, шкафы превращаются в порталы в неизвестность. Все как во сне - бесплотно, обрывочно и таит смутную опасность. Жесткая пульсация музыки создает ощущение будоражащего напряжения и тревожной потерянности.

Хозяйки каждой комнаты, не знакомые друг с другом - женщины, одна постарше - ее играет Инга Оболдина, другая моложе - роль Чулпан Хаматовой. На два экрана над каждой из комнат транслируется видео, уже ставший привычным в театре заимствованный из кино прием - монтаж крупных планов героинь с коллажами их движений. При том, что реплики женщин редки и отрывисты, как то, что из чужой жизни выхватывает ухо, прижатое к стене, как-то очевидно, что обе очень одиноки.

Спектакль Гоголь-центра "Две комнаты"

При этом у старшей есть сын, а у младшей - мужчина, или же сменяющие друг друга мужчины, но понять что-либо про их отношения затруднительно. Действие раздроблено, алогично, вполне бытовые фразы начинают звучать абсурдом в нарастающей фантасмагоричности действия. Вот одинаковые, словно двоящиеся в глазах, старушки (Людмила Чиркова и Людмила Гаврилова), которые с детской непосредственностью являются на чужую вечеринку в незнакомый дом, устраиваются у окна, готовясь наблюдать солнечное затмение, а потом оказываются кошками. Вот курьер (Игорь Шаройко), который принес в дом посылку, которую никто не заказывал, и отказывается уходить. Вот входит некто величавый - ходули еще прибавляют роста Евгению Романцову, вот мать то ли спасает, то ли мучает сына (бессловесная роль Георгия Кудренко), кажется, нездорового психически, но это неточно.

Здесь ни в чем нельзя быть уверенным, и меньше всего - в жанре спектакля

Здесь вообще ни в чем нельзя быть уверенным, и меньше всего - в том, какого жанра зрелище предложено зрителю в этом смешении видео, контемпорари денс и драмы. Почему из шкафа вдруг высовывается будто бы бесконечный чей-то торс, почему, открыв дверь, героиня разговаривает с пустотой, почему из ванны, куда она одна опустилась, вдруг появляется еще несколько пар ног, кто этот полуночный вор - сон, призрак прошлого, еще что-то - угадать решительно невозможно, и на втором часе этих попыток зрительское внимание весьма притупляется.

Павел Сафонов представил премьеру "Идеального мужа" в Петербурге

Две прекрасные актрисы могли бы многое сыграть, если бы авторам спектакля было что им предложить, кроме более или менее сложных акробатических трюков, поддержек и прочих хореографических эскапад. Есть моменты, повороты головы, покой в позе или напряженность жеста, взгляд, интонация короткой фразы, когда героинями Оболдиной и Хаматовой хочется любоваться, узнать историю и характер каждой, но увы - вихрь танца снова влечет их туда, где не до объяснений.

Перелом случается в эпизоде с собакой, точнее, двумя собаками, которых почти одновременно замечательно играет Один Байрон. Больной пес-старичок, которого хозяйка пытается утешить игрушкой и накормить, старательно пряча от него и себя ужас близящейся разлуки; пес-молодой дуралей, ревнующий свою хозяйку к ее любовнику. Байрон мгновенно материализуется то в одной комнате, то в другой, меняя пластику и настроение, и то, как в этих миниатюрных сценах играют обе его хозяйки - чистое загляденье, а за то, что наконец на сцене внятно излагается хоть какая-то история, чувствуешь истинную благодарность.

Затем следует эпилог: к каждой героине приходит мать, произнеся стереотипный материнский монолог, полный упреков, поучений, воспоминаний и шаблонных оборотов, которые и были воплощены в спектакле с наивной буквальностью. Такой финал, где зрителю после всей сновиденной, абсурдной круговерти объясняют образы, прошедшие по сцене, напоминает ответник в конце задачника, поэтому хочется оставить в памяти не его, а лица актрис на экране, прекрасные в своей выразительности.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Драматический театр Москва Столица