22.05.2018 07:51
Экономика

В Заполярье межмуниципальные перевозки оказались убыточными

В Заполярье собираются довести тарифы на пассажирские перевозки до экономически обоснованного уровня
Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №108 (7571)
Рост тарифов на межмуниципальные перевозки в Заполярье на 2018 год ограничили "потолком" в 10 процентов. Об этом сообщалось на межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Мурманской области.
Читать на сайте RG.RU

Предложение пересмотреть тарифы на межмуниципальных пассажирских автобусных маршрутах исходило от регионального комитета по тарифному регулированию. Как отметили представители комитета, между реальными расходами перевозчиков и тарифами, установленными для пассажиров на сегодняшний день, остается весьма существенная разница - от 40 до 60 процентов, в зависимости от конкретного маршрута. По мнению комитета, нужно довести тариф до экономически обоснованного уровня. Члены межотраслевого совета поддержали инициативу, но отметили, что резкое повышение тарифа слишком сильно ударит по кошельку пассажиров, и рекомендовали повысить тарифы для пассажиров на межмуниципальных маршрутах не более чем на 10 процентов.

Международные автобусы будут проверять на остановках

С городскими пассажироперевозками ситуация гораздо сложнее. "Российская газета" уже сообщала о том, что с 1 января 2018 года за тарифы на перевозку пассажиров в городском общественном транспорте в Мурманской области отвечают городские власти. Ранее это относилось к компетенции регионального комитета по тарифному регулированию, но теперь "транспортные" полномочия переданы на уровень муниципалитетов. Министр транспорта Мурманской области Дмитрий Соснин объяснил этот шаг тем, что таковы требования, вытекающие из законодательства о местном самоуправлении: транспортное обслуживание граждан в границах поселения относится к вопросам органов местного самоуправления. Именно муниципалитеты утверждают маршрутную сеть и реестр маршрутов в границах муниципального образования, определяют количество рейсов, интервалы движения и тип автобусов, которые должен использовать перевозчик.

Насколько вырастет стоимость проезда в городах Заполярья, пока сказать сложно. Большинство муниципалитетов своим новым правом пока не воспользовались. Правда, в Кировске стоимость проезда была повышена с 28 до 30 рублей, то же самое решение приняла частная транспортная компания в Североморске. В Мурманске цена осталась прежней. Глава администрации областного центра Андрей Сысоев заверил, что в ближайшее время повышать тариф не планируется, по-скольку это требует "очень серьезной экономической проработки". В то же время разница между экономически обоснованным и реальным тарифом на проезд в муниципалитетах Заполярья не меньше, чем на межмуниципальных маршрутах. Как сообщила исполняющая обязанности директора Североморского АТП Ольга Карачева, в Североморске тариф составляет около 70 процентов от реальной стоимости проезда, а на маршруте

Псковских перевозчиков поймали на псевдозаказных поездках

N 105, соединяющем Североморск и Мурманск, разница составляет ориентировочно 50 процентов.

Но возникла другая проблема. После передачи "тарифных" полномочий на муниципальный уровень финансовое положение перевозчиков ухудшилось. В первом квартале 2018 года почти никто из них не получил от муниципалитетов субсидию на компенсацию выпадающих доходов из-за ограничения тарифов. Ранее субсидия выплачивалась за счет областного бюджета, но с 1 января нынешнего года эти расходы должны быть запланированы в муниципальных бюджетах, подчеркнул первый заместитель губернатора Мурман-ской области Алексей Тюкавин.

- В первом квартале мы ни от кого не получили денег, - сообщил Андрей Варзугин, генеральный директор одного из крупнейших предприятий Заполярья, которое сего-дня обслуживает 67 пассажирских маршрутов в пяти городах региона. - Первые суммы мы начали получать только в апреле. От Кировска и Североморска мы до сих пор ничего не получили.

По его словам, до 2015 года муниципальные автобусные маршруты обслуживались по прямым договорам с муниципалитетами, которые несли транспортные расходы полностью. Но с 1 сентября 2015 года эти полномочия перешли к областному министерству транспорта. Через три года областные власти "отыграли" назад и вновь вернули городским властям полномочия по транспорту, но вместе с полномочиями не были переданы деньги на субсидии для пассажироперевозчиков. Утверждением тарифов на пассажироперевозки в 2018 году муниципалитеты занялись лишь в феврале-марте.

Муниципалитеты вряд ли смогут за свой счет содержать всю систему льгот и компенсаций, которая действовала на областном уровне

- Мы до сих пор не имеем договоров субсидирования пассажироперевозок с Североморском, Кировском и Полярными Зорями, - добавил Андрей Варзугин. - Тем не менее, продолжаем возить пассажиров себе в убыток. С Апатитами, Мончегорском, Ловозерским районом и Умбой мы такие договоры заключили и деньги получили, хоть и с опозданием. Это приводит к несвоевременности уплаты налогов со всеми вытекающими отсюда штрафными санкциями. Правда, нельзя сказать, что расходы легли только на плечи муниципалитетов. Областной бюджет частично через субвенции минтранса компенсирует часть затрат. Но все равно возникают очень серьезные финансовые проблемы.

Недавно эту проблему в очередной раз обсуждали в Мурманской областной думе на заседании комитета по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации.

Глава Госавтоинспекции напомнил о новых правилах детских перевозок

- Правительство предлагает передать государственные полномочия по формированию тарифов муниципалитетам, но механизм этого пока не ясен, - отметил депутат Михаил Антропов. - До конца года предлагается действовать в каком-то промежуточном варианте. Муниципалитеты вряд ли смогут за свой счет содержать всю систему льгот и компенсаций, которая раньше действовала на областном уровне. Тут какая-то недоговоренность.

Областная власть не снимает с себя контроль над процессом, подчеркнул Алексей Тюкавин. По его словам, существует несколько способов поддержки местных бюджетов, и в случае необходимости соответствующая помощь будет оказана из регионального бюджета.

Средства на субсидии из областного бюджета муниципалам на возмещение недополученных доходов транспортным организациям будут в этом году сохранены. На эти цели предусмотрено 61,5 миллиона рублей.

Общественный транспорт Мурманская область Северо-Запад