23.05.2018 18:52
Экономика

Производители цемента на Урале развернули борьбу с фальсификатом

Добросовестные производители стройматериалов не могут победить фальсификаторов
Текст:  Наталия Швабауэр (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №110 (7573)
Весна и лето - сезон, когда традиционно активизируются частные застройщики. Ассортимент стройматериалов для "малоэтажки" сегодня достаточно широкий, но вот гарантировать, что все они качественные, практически невозможно.
Читать на сайте RG.RU

Очистили сети

Проблема засилья фальсификата (поддельной продукции) и контрафакта (подделок торговых марок) на региональном рынке цемента возникла примерно пять лет назад. По словам директора Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрия Чумерина, тайные закупки, которые проводились в то время в торговых сетях, показали, что в мешках от силы 40 процентов цемента, все остальное - примеси, чаще всего минеральный порошок. Даже сам Чумерин, несмотря на большой опыт, попался на удочку мошенников: дом строил из материала, купленного на заводе, а для благоустройства решил приобрести в магазине - нарвался на фальсификат.

Как цементная отрасль Сибири преодолевает падение спроса

А какова ситуация на рынке сегодня?

- Стройматериалы практически на 99 процентов мы получаем напрямую от производителей, - рассказывает Дмитрий Устюжанин, представитель международного оператора в сегменте товаров для самостоятельного ремонта. - Был период, когда пришлось прекратить взаимодействие с компаниями, которые поставляли продукцию низкого качества, поэтому вышли на прямые контракты с заводами. Если у клиента возникают претензии, он оставляет отзыв на сайте - мы связываемся с производителем. Реакция бывает разная, но в целом могу сказать, что стали относиться более ответственно. Заявленное качество товаров мы обязательно проверяем, причем не по бумагам, а в лабораториях, в том числе сотрудничаем с центром "Ростест".

Частично проблема подделок решена, соглашаются эксперты, опрошенные "РГ". Цементные заводы, заинтересованные в очистке рынка от недобросовестных конкурентов, перешли на прямые договоры с торговыми сетями, так что в специализированных магазинах теперь явного фальсификата не встретишь. С оговоркой: навести порядок удалось в Свердловской и Тюменской областях, а вот на Южном Урале, в Курганской, Омской областях продолжается разгул фальсификаторов. Причем основным поставщиком такого товара выступают челябинцы.

Большинство нелегалов относится к малому бизнесу, а у него сейчас "надзорные каникулы": плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в три года, чем мошенники и пользуются

- Регион металлургический, много шлаковых отходов, которые можно смешать с небольшим количеством цемента и продавать под видом известной торговой марки, - поясняет Владимир Клементьев, директор по продажам цементного завода из Сухого Лога. - Мы в свое время писали в МВД, Роспотребнадзор о засилье подделок на Южном Урале, но на практике оказалось, что между разными госструктурами нет координации. Каждый контролер считает, что это не его сфера. К тому же большинство нелегалов относится к малому бизнесу, а у него сейчас "надзорные каникулы": плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в три года, чем мошенники и пользуются. Чтобы прийти внепланово, нужна зафиксированная жалоба от потребителя. Мы как производители не можем сообщать о таких фактах, проводить "контрольные закупки", потому что являемся заинтересованной стороной. Замкнутый круг.

Маржа выше совести

И ладно бы подделки покупали только дачники: по словам предпринимателей, такой же некачественный стройматериал нередко используется при исполнении госконтрактов, строительстве и ремонте детсадов, школ, других соцобъектов. Мелкие субподрядчики стремятся взять товар подешевле в силу непрофессионализма либо жажды легкой наживы.

- Получить маржу побольше здесь и сейчас, а через пару лет фирму вообще ликвидировать. Рухнет объект - отвечать за это будет генподрядчик, выигравший тендер. Между тем надо понимать: если к цементу примешали хлор, то металлическая арматура в перекрытиях начнет ржаветь. Два-три года здание простоит, а потом несущая способность конструкции заметно снизится, значит, лет через пять она может обрушиться, - рассуждает Владимир Клeментьев.

Почему двигатели алтайского завода пытаются выдать за украинские

По приблизительным подсчетам, на территории Челябинской области продается до 25 тысяч тонн фальсифицированного цемента в год. Умножив на среднюю цену 4500 рублей за тонну, получим 112 миллионов рублей только прямых потерь добросовестных производителей. А если приплюсовать к этому потери государства (нелегалы уходят от налогов), цифра может вырасти в 1,5-2 раза. Это без учета затрат на ремонт объектов, который в такой ситуации неизбежен.

Главное преимущество поставщиков поддельного цемента - цена, она на 20-50 процентов ниже, чем у оригинального материала. При этом некоторые продавцы не гнушаются предоставлять и сертификаты качества якобы реальных производителей. Правда, мало кто соблюдает требование наносить номер сертификата прямо на упаковку. Также цементные заводы, чтобы обезопасить себя, устанавливают струйные принтеры для поминутной маркировки мешков в партии. Если поставщик предлагает несколько тонн цемента с одним и тем же временем производства или вообще без него, это должно вызвать подозрения у продавца и потребителя.

Есть на рынке откровенный фальсификат. Так, эксперты предостерегают от покупки цемента в мешках зеленого цвета с названиями Portland, Large - ни у одного завода в России нет такой торговой марки. Нередко мошенники за бренд выдают обычный вид цемента, к примеру портланд, указывают телефоны и адреса несуществующих цехов. Цель - ввести потребителя в заблуждение. Чтобы убедиться, что стройматериал подлинный, следует внимательно изучить надписи на мешке: помимо знака Госстандарта там должен быть указан номер сертификата, наименование марки и класса цемента, ГОСТа, по которому он изготовлен, полное наименование и контакты производителя.

Поставщик с гарантией

Андрей Лупий с партнерами в середине апреля запустил новый проект - маркетплейс бетона. По сути, это платформа в Интернете, где потребители могут заказывать товар напрямую у производителя, не рискуя нарваться на фейковую контору. Пока в системе участвуют 20 заводов, но обсуждается сотрудничество со 191-м, говорят создатели маркетплейса. Кроме того, они своими силами проводят "контрольные закупки": покупают кубы бетона и отдают в лабораторию на испытания. Все производства, участвующие в проекте, находятся на территории Московской области, но это только на первых порах: после тестирования к порталу планируют подключить и заводы из других регионов, в том числе уральские.

В России появятся новые критерии для выявления фальсификата

- Производители, которые хотят работать на рынке добросовестно и открыто, - за развитие маркетплейса, потому что не могут конкурировать с черными перекупщиками по стоимости, - подчеркивает Андрей Лупий. - В перспективе это поможет сократить количество фальсификата и обезопасить потребителей.

С подделками он знаком не понаслышке: сам в свое время занимался производством. Сегодня, по оценке эксперта, в Центральном федеральном округе 70-80 процентов поставщиков, рекламирующих свои услуги, - именно перекупщики. У бетона есть специфика: качество можно определить не раньше чем через семь суток после заливки. Когда заказчику привозят товар не той марки, допустим 250-й вместо 350-й, подмешивают щебень более низкого сорта, проверить все это обычный человек, не располагающий лабораторным инструментом, не может. Чем ниже марка бетона, тем хуже его характеристики по морозостойкости, водостойкости, прочности. В лучшем случае построенная конструкция просто прослужит недолго, в худшем не исключены печальные последствия - хорошо, если только для кошелька, а не для здоровья. Допустим, придется перезаливать фундамент, потому что прежний раскрошился, или "ловить" покосившийся балкон - в практике Андрея достаточно подобных примеров.

Фальсифицированный бетон существенно дешевле оригинала. Если официальные поставщики куб привезут за 3700 рублей, то теневые - за 3100-3200. Зачастую они даже не регистрируют ИП или ООО, просто заказывают партии на заводе как посредники. Вторая группа обманщиков - собственники автобетоносмесителей, эти предпочитают "играть" с маркой бетона и объемом. Допустим, загружают в миксер 6,5 куба, а в документах пишут семь.

На наш вопрос, нужно ли ужесточать госрегулирование в отрасли, эксперт ответил уклончиво:

- Мы даже писали в департамент строительства московской мэрии, предлагали создать комитет по качеству стройматериалов, но вместе с тем госрегулирование не должно мешать здоровой конкуренции на рынке. Крупные стройки всегда под контролем, как и те, что ведутся в рамках госзаказа, а вот застройщики-частники - каждый за себя. И им помощь, несомненно, нужна.

Промышленность Товары и цены УрФО Урал и Западная Сибирь