Почему выгоднее обрабатывать угодья авиацией, а не тракторами, когда пашни начнут обслуживать дроны и как готовить специалистов-пилотов, на все эти вопросы попытались ответить эксперты отрасли.
- Сельское хозяйство - развивающаяся отрасль. Прогресс технологий только способствует ее росту. Авиация тоже имеет немалое значение в развитии сельского хозяйства. К примеру, чем раньше мы подкормим озимые, тем больше эффект, потому что бывает так, что на наземном транспорте на некоторые участки заехать невозможно. Авиация здесь очень эффективна и необходима, - отметил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений министерства сельского хозяйства России Петр Чекмарев. - В перспективе мы должны засеять 20 миллионов гектаров угодий, их нужно подкармливать. Даже если будет хотя бы 50 процентов подкормки - это уже хорошо. Также авиация поможет в мониторинге состояния водных объектов и лесов.
- Мы со своей стороны видим, что у сельского хозяйства есть интерес к авиации. Это позволяет значительно повысить урожайность культур в среднем на два-три процента в год. Это миллионы тонн урожая. Мы создадим рабочую группу с представителями Минсельхоза, Минпромторга, Минтранса и приступим к этой работе, начнем прорабатывать все вопросы, - прокомментировал заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ Сергей Митин.
Подводя итоги конференции в выездной редакции "РГ" на выставке HeliRussia 2018, президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства Клим Галиуллин пояснил, что сейчас для расширения применения авиации в сельском хозяйстве в первую очередь надо прекратить работу нелегальных авиаторов, которые, используя несертифицированную технику, обрабатывают поля. Также, по его мнению, необходимо предпринять шаги, чтобы обработка полей стала госзаказом.
- Плодородие полей лежит в основе национальной безопасности страны. Нужно, чтобы обработка проводилась сертифицированными компаниями за счет денег, которые выделяются на поддержку растениеводства. Кроме того, мы должны спасти летную школу и сохранить огромный опыт практической работы, кадры, которые имеются в стране, потому что потом наверстать будет очень сложно и дорого, - заявил Клим Галиуллин.
Он также добавил, что использовать авиацию в сельском хозяйстве намного выгоднее, чем те же тракторы.
- Даже наш старенький "кукурузник" Ан-2 при удачном стечении обстоятельств может обработать до 1200 гектаров за один летный день - это один аспект, оперативность. Второе, любая колесная техника, которая применяется на полях, неизбежно давит посевы. Специалисты оценивают потери до десяти процентов. Представьте, вы вырастили 100 тон пшеницы, а 10 втоптали в грязь. При применении самолета этого нет. Авиакомпании сейчас берут за один гектар в среднем 200-250 рублей. При использовании своей колесной техники нужно платить за топливо, зарплату трактористам, налоги, поэтому применение сельхозсамолетов по ряду позиций намного выгоднее, - подытожил Клим Галиуллин.
Кстати
Также на конференции представитель "Ростеха" Станислав Данилов рассказал о малых воздушных судах компании, среди которых самолет аграрного назначения ОНПП "Технология" Т-500. Его собирают в Казани, а стоимость обработки сельхозугодий с помощью этой машины оценивается примерно в 110 рублей за гектар.
Напомним, в прошлом году директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии "Ростеха" Сергее Абрамов сообщал, что самолет Т-500 может обеспечить до 70 процентов всех авиахимических работ в России.
Фоторепортаж: В Москве открылась международная вертолетная выставка