29.05.2018 11:35
Общество

Белгородский техникум стал базовой площадкой для инклюзивного обучения

В белгородских техникумах создают все условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья
Текст:  Анна Скрипка (Белгород)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №114 (7577)
Пандусы и тактильная плитка, непривычно широкие двери и поручни вдоль стен - в Белгородском индустриальном колледже сразу вспоминаешь слова "доступная среда". Это неслучайно: ссуз стал базовой площадкой для инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями. Здесь стараются создать условия для каждого особенного человека, однако, как отметили эксперты, несмотря на поддержку властей, сделать это не так просто.
Читать на сайте RG.RU

Пусть научат

Сегодня только в Белгородской области живет около шести тысяч инвалидов в возрасте от 15 до 32 лет - как раз в эти годы человек стремится получать знания и состояться в профессии. Однако пока в вузах и ссузах региона учится 472 человека - примерно 12 процентов из числа тех, кому стать студентом позволяет здоровье.

- Это очень низкий процент, - подчеркивает начальник областного управления профобразования и науки Альбина Бучек. - Поэтому наша первая задача - привлечь к обучению как можно больше людей с ограниченными возможностями здоровья, показать им, где и как они могли бы получить образование.

Нижегородцы помогут особенным детям влиться в общество

Еще десятилетие назад занятия особенных студентов в одной аудитории с обычными людьми были чем-то нереальным. Сегодня, по словам директора Белгородского индустриального колледжа Олега Шаповалова, это воспринимается как данность.

- Базовой площадкой для инклюзивного обучения студентов колледж стал в прошлом году. Это для нас и высокая честь, и большая ответственность, - поясняет он. - Что такое инклюзия? Ребята обучаются со здоровыми сокурсниками, им надо предоставить определенные возможности. А это порождает массу проблем.

Директор отмечает, что, помимо банальных трудностей с приспособлением территории ссуза к пребыванию особенных студентов, надо разрабатывать специальные образовательные программы, а также не только вести подготовку преподавателей, но и стать своеобразным центром для обмена опытом с коллегами.

- Чтоб они уже наши шишки не набивали, - уточняет Шаповалов.

Руководитель Центра координации деятельности профессиональных организаций Института региональной кадровой политики Ольга Зарубина отмечает, что пока этот процесс идет весьма успешно. Дети - именно так будущих представителей рабочих профессий называют и педагоги, и чиновники - удивляют преподавателей. Так, когда область присоединилась к известному движению "Абилимпикс", белгородцы стали активно участвовать во всероссийских конкурсах профмастерства и занимать там призовые места.

Открыть браузер силой мысли

Однако все это было бы невозможно без индивидуального подхода к обучению каждого особенного студента. Заместитель директора индустриального колледжа Андрей Куравин, демонстрируя закупленное специально для таких учеников оборудование, отмечает, что каждое рабочее место можно назвать универсальным.

В Костроме СК начало проверку по нарушению прав ветерана-колясочника

- Вот специальная клавиатура, яркие цветные кнопки позволяют и слабовидящим удобно работать, - рассказывает он. - Есть и клавиатура со сменными насадками. И в зависимости от ситуации мы можем обеспечить студентов всем необходимым для занятия. Это рабочее место оснащено заушным индуктором для слабослышащих. Кроме того, работает система управления взглядом и голосом - для ребят, у которых проблемы с руками. Можно просто озвучить команду  - и компьютер ее выполнит: открыть браузер, новую вкладку.

Всех "фишек" чудо-техники не перечислить, однако Олег Шаталов обращает внимание на то, что "универсальность" и стремление оснастить каждый компьютер максимально разным программным обеспечением не случайны.

- Это оборудование стоило нам больше, чем создание доступной среды, - говорит он. - Так уж получается, что цена минимально адаптировать места для инвалида взлетает в разы. Этот комплекс, к примеру, изначально предназначался для колясочника - здесь особенный стол. Но мы теперь адаптировали его и для слабослышащих, и для слабовидящих.

Для учеников проводят психологические тренинги, организовывают встречи со специалистами тех профессий, которые получают инвалиды

Педагоги надеются, что число особенных студентов год от года будет расти: все сложности с преподаванием или закупкой оборудования перестают иметь значение, когда такие ученики начинают делать успехи.

- Порой они даже отказываются учиться по адаптированной программе, - продолжает Шаповалов. - Надо сказать, что человек с ограниченными возможностями может иначе, чем здоровый, воспринимать материал - дольше или просто по-другому. И мы должны ему помочь. Но у нас нередки случаи, когда дети не хотят тратить время и стремятся заниматься вместе со всеми.

Такой настрой заставил руководство колледжа задуматься о расширении спектра специальностей для подготовки таких кадров, и мысль о том, что ребята будут обучаться исключительно по IT-направлению, уже вспоминают с улыбкой.

"Почему она еще у меня не работает?"

Обучить профессии - это еще не все. Трудоустроить инвалида - одна из важных задач ссуза. В Белгородской области, где каждый колледж и техникум имеют своего якорного работодателя, а вся система подготовки рабочих нового формата "заточена" под нужды конкретного предприятия, этот вопрос встает еще острее.

- Процент трудоустройства у нас достаточно высокий, - удивляет Альбина Бучек. - Без работы оказывается процентов десять. В основном ребята ориентированы на получение профессии и воспользовались этим образованием. Другие же не сделали этого или из-за болезни, или по каким-то своим соображениям. К тому же не секрет, что существует квотированная программа трудоустройства инвалидов, и наши предприятия-партнеры в ней участвуют, приглашают на работу выпускников из числа людей с ОВЗ и, кстати, очень довольны ими.

На каких специальностях в вузах больше всего бесплатных мест

Ольга Зарубина добавляет, что вся региональная система образования и центры занятости работают над тем, чтобы ребята после выпуска нашли работу: при этом важно психологически подготовить их к этому.

- Для учеников организуют психологические тренинги, организовывают встречи со специалистами тех профессий, которые получают инвалиды, - говорит она.

Важную роль играет и само дуальное обучение - максимум практики в рамках образовательного процесса делает свое дело.

- Выпускник, приходя на предприятие, где уже знаком и с коллективом, и с особенностями работы, трудится с удовольствием, - поясняет Альбина Бучек. - Хочу привести пример: была как-то на конкурсе профмастерства маляров-штукатуров, и одна девушка - из числа таких особенных студентов - просто всех поразила. Ее работа была настолько качественной, скрупулезной, что работодатель, который был в экспертной комиссии, сказал: "Я не понимаю, почему этот ребенок еще не работает у меня?"

Оказывается, таких позитивных примеров не один и не два. Олег Шаталов рассказывает о сварщике, которого после выпуска из колледжа пригласили в соседний регион.

- И он уехал туда жить и работать - предложили высокооплачиваемое место. Это не единственный случай. Скажем, нашему студенту последнего курса, обучающемуся специальности "автоматические системы управления", уже держат место в крупной сетевой компании.

Альбина Бучек подчеркивает, что работодатели таких сотрудников высоко ценят: и не только за профессионализм, но и за стремление трудиться и закрепиться в компании, которое их отличает от сверстников.

Между тем

Приемная кампания в ссузы стартует 15 июня. Согласно законодательству, система среднего профобразования является общедоступной. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья не имеют льгот при поступлении и участвуют в общем конкурсе.

Образование Белгород Центральная Россия