За поправки в главу 13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), внесенные год назад группой депутатов, проголосовали 306 членов нижней палаты парламента.
Теперь за непредоставление в Роскомнадзор данных о владельцах средств обхода блокировок граждан будут штрафовать на сумму от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Для юридических лиц наказание выше - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Штрафы предусмотрены также за выдачу поисковыми системами ссылок на запрещенные сайты. Для граждан наказание может достигать 5 тысяч рублей, должностные лица заплатят от 30 до 50 тысяч рублей, выше всего штраф для организаций от 500 до 700 тысяч рублей.
После принятия Госдумой в окончательном чтении закон направится в верхнюю палату парламента - Совет Федерации.
Сенаторы могут рассмотреть его на ближайшем заседании 20 июня. В случае одобрения верхней палатой и подписания президентом он вступит в силу спустя 90 дней после официального опубликования, то есть в середине осени.
Принятые Госдумой поправки в Кодекс об административных правонарушениях направлены на исполнение закона о запрете анонимайзеров. Он был принят парламентом в июле прошлого года и вступил в силу с 1 ноября. Закон устанавливает запрет на использование информационных систем и программ для получения доступа к сайтам, заблокированным на территории России. В отслеживании фактов использования анонимайзеров могут участвовать подразделения МВД и ФСБ, документ дает им право уведомлять о выявленных случаях Роскомнадзор для последующей блокировки средств обхода ограничений.
К слову, блокировки подобных ресурсов используются с середины апреля для ограничения доступа к мессенджеру Telegram. В целях исполнения соответствующего решения Таганского суда Москвы Роскомнадзор заблокировал уже около 50 VPN-сервисов и анонимайзеров, предоставлявших доступ к мессенджеру.
Всего же, по данным ведомства на конец мая, в России было заблокировано более 108 тысяч сайтов с запрещенной информацией, однако популярность анонимайзеров растет. По словам главы ведомства Александра Жарова, за последние два года количество пользователей таких сервисов выросло с пяти - семи до десяти - пятнадцати процентов. При этом только четверть популярных прокси- и VPN-сервисов соблюдает действующие ограничения.
Следует отметить, что требования обоих законов - и о запрете использования анонимайзеров, и об ответственности за его нарушение - касаются всех игроков цифрового рынка, как отечественных, так и зарубежных.
Впрочем, авторы принятого закона - депутаты Максим Кудрявцев ("Единая Россия"), Николай Рыжак ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ) - заявляют, что достигли "полного взаимопонимания" с владельцами поисковиков и программного обеспечения.
Тем временем
Госдума во вторник приняла в первом чтении проект закона, позволяющий заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Инициатива была внесена главой думского комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Законопроектом вносятся поправки в части первую и третью Гражданского кодекса РФ, которыми предусматриваются новые для российского наследственного права возможности - заключать наследственные договоры и составлять совместные завещания супругов. Как пояснял ранее автор инициативы, это поможет "заранее договориться о судьбе наследства и тем самым уменьшить вероятность конфликтов с участием лиц, которые могут призываться к наследованию". К примеру, при наличии совместного завещания супругов не нужно делить совместную собственность, а затем решать вопрос о наследстве и наследниках.
Минцифра предложила ввести штрафы за утечки персональных данных в открытый доступ.
В России более 400 тысяч операторов персональных данных, среди них и гостинцы, перевозчики, компании мобильной связи, банки. По их поручению другие компании занимаются сбором и обработкой информации, накапливают большие базы данных (например, страховые агенты, агрегаторы), которые нередко "утекают" и используются совершенно по-разному - маркетологами, мошенниками, специалистами по "холодным продажам" и так далее. В "утечках" операторы персональных данных обычно обвиняют как раз тех, кто собирал для них информацию.
Согласно проекту, если оператор не контролировал сбор данных, то ему будет грозить штраф до 30 тысяч рублей за один выявленный случай "утечки". Для лиц, которые собирают данные по поручению операторов, проектируются штрафы в том же размере за нарушение правил обработки данных.
Кроме того, ведомство предлагает ограничить число организаций, которые могут публиковать данные о детях-сиротах в интернете. Таким исключительным правом намерены наделить только федеральные и региональные органы власти, которые отвечают за формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а право обрабатывать биометрические персональные данные сирот для их устройства в семьи останется у органов исполнительной власти.
Подготовила Татьяна Шадрина